Устьянский муниципальный округ Архангельской области
МБОУ "Киземская СОШ"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «География Архангельской области»
для обучающихся 9 классов
п. Кизема,2025год
Содержание элективного курса
Тема 1. Основные этапы социально-экономического развития
Первобытно - общинный строй на территории Севера: первые поселения.
Феодальный строй IX – XV вв.: проникновение славян, власть Новгорода,
нахождение в составе русского государства. События XVI – XVII вв. на
Севере: развитие торговых связей с Европой, основание Архангельска,
строительство торговых и военных кораблей. События XVIII-XX вв.: развитие
капитализма, промышленности, культуры, образования. Освоение Арктики.
Наиболее известные исследователи, их вклад в изучение Арктики.
Тема 2. Население
Особенности динамики численности населения. Естественное движение.
Миграции. Этнический и половозрастной состав. Характерные черты размещения
населения по Архангельской области. Городское и сельское население. Города.
Народные промысла Архангельской области. Экономическая структура
населения. Трудовые ресурсы.
Практическая работа:
1.Определение по карте плотности населения, особенностей размещения
населения Архангельской области.
Тема 3. Хозяйство. Территориальная структура хозяйства. Экономическое
районирование
Уровень развития и общие особенности экономики архангельской области на
фоне России. Отраслевая структура хозяйства и отрасли общероссийской
специализации. Современные социально – экономические проблемы развития и
их влияние на территориальную организацию хозяйства. Экономическое
районирование
Планируемые предметные результаты
Обучающийся научится
Обучающийся получит возможность
научиться
9 класс
* Развивать любознательность и
* Воспитать ответственное отношение к
формировать интерес к изучению природы
природе.
методами естественных наук.
* Осознать необходимость защиты
* Развивать интеллектуальные и творческие окружающей среды.
способности.
* Развивать мотивацию к изучению
* Овладеть способами самоорганизации
различных естественных наук.
учебной деятельности: -уметь ставить цели
* Формировать приёмы работы с
и планировать личную учебную
информацией, т.е. уметь:
деятельность; -оценивать собственный
-искать и отбирать источники информации
вклад в деятельность группы; -проводить
(справочные издания на печатной основе и
самооценку уровня личных учебных
в виде CD, периодические издания,
достижений.
Интернет и т.д.) в соответствии с учебной
* Освоить приемы исследовательской
задачей или реальной жизненной
деятельности: -формулировать цели
ситуацией;
учебного исследования (опыта,
-систематизировать информацию;
наблюдении); -составлять план,
-понимать информацию в различной
фиксировать результаты, использовать
знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм,
простые измерительные приборы; графиков, рисунков и т.д.
формулировать выводы по результатам
-овладеть опытом межличностной
исследования.
коммуникации, корректным ведением
* В ценностно-ориентационной сфере –
диалога и участием в дискуссии;
формировать представление об одном из
- участвовать в работе группы в
важнейших способов познания человеком
соответствии с обозначенной целью.
окружающего мира.
* Применять полученные знания и умения:
* Формировать элементарные
- для решения практических задач в
исследовательские умения.
повседневной жизни;
- для осознанного соблюдения норм и
правил безопасного поведения в природной
и социальной среде.
Воспитательные аспекты уроков курса "География Архангельской
области"
Название раздела/темы
Тема 1. Основные этапы
социальноэкономического развития
Тема 2. Население
Тема 3. Хозяйство.
Территориальная
структура хозяйства.
Экономическое
районирование
Содержание воспитания
Воспитание российской гражданской
идентичности, патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа
России.
Осознание своей этнической принадлежности, знание
языка культуры своего народа, своего края, общемирового
культурного наследия.
Усвоение традиционных ценностей
многонационального российского общества.
- Воспитание чувства долга перед Родиной.
- Формирование целостного мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, а также социальному, культурному,
языковому и духовному многообразию.
- Формирование ответственного отношения к учению,
готовности и способности к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, выбору профессионального образования на основе
информации о существующих профессиях и личных
профессиональных предпочтений, осознанному построению
траектории с учетом устойчивых познавательных интересов. Формирование познавательной и информационной культуры,
в том числе развитие навыков самостоятельной работы с
учебными пособиями, книгами, доступными инструментами
и техническими средствами информационных технологий.
- Формирование целостного мировоззрения.
- Формирование осознанного, уважительного и
доброжелательного отношения к другому человеку, его
мнению.
- Формирование коммуникативной компетентности в
образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской творческой и других видах деятельности. Формирование ценности здорового и безопасного образа
жизни, усвоение правил индивидуального и коллективного
безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей.
- Формирование основ экологического сознания на основе
признания ценности жизни во всех ее проявлениях и
необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде.
- Овладение на уровне общего образования законченной
системой географических знаний и умений, навыками их
применения в различных жизненных ситуациях.
- Осознание ценности географических знаний, как
важнейшего компонента научной картины мира.
- Сформированность устойчивых установок социальноответственного поведения в географической среде – среде
обитания всего живого, в том числе и человека.
Тематическое планирование
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Тема урока
Тема 1. Основные этапы социально-экономического развития (2ч.)
Древний этап. Этап новгородской и московской колонизации. Новый
этап.
Новейший и современный этапы.
Тема 2. Население (3ч.)
Численность и воспроизводство населения.
Структура населения.
Расселение населения.
Практическая работа№1 «Определение по
карте
плотности
населения, особенностей размещения населения Архангельской области»
Тема 3. Хозяйство. Территориальная структура хозяйства.
Экономическое районирование. (12ч.)
Особенности хозяйства и место Архангельской области в экономике
России.
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
Природно-ресурсная основа экономики.
1
Топливно-энергетический комплекс.
1
Машиностроительный комплекс.
1
Комплекс отраслей по производству конструкционных материалов и 1
химических веществ.
11
Агропромышленный комплекс (АПК).
1
12
Инфраструктурный комплекс. Транспорт.
1
13
Связь. Сфера услуг.
1
14
Внешнеэкономические связи.
1
15
Территориальная структура хозяйства. Экономическое районирование.
1
16
Изменение окружающей среды человеком. Охрана природы.
1
17
Обобщающее повторение
1
Итого:
34 ч.