РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
"Мир музея"
для 7-х классов
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Мир
музея», разработанной в Российском центре музейной педагогики и детского
творчества Русского музея, под руководством заведующего центра Б.А. Столярова и нормативных документов: Государственного образовательного стандарта.
Государственный образовательный стандарт был введён с целью модернизации российского образования.
Изучение данного курса призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на
основе собственной художественно - творческой деятельности и опыта приобщения к русской и зарубежной художественной культуре.
Активная познавательная, информационно - коммуникативная и рефлексивная деятельность учащихся в процессе обучения по программе «Мир музея» - это факторы, реализующие характер обучения, на который ориентирован стандарт.
Количество часов: 7 класс - 34 часа, 1 час в неделю.
Цель изучения курса:
Формирование активного, эмоционально-личностного отношения ребёнка к
ценностям культуры через знакомство с музеями различных типов. Это знакомство осуществляется через подлинник, который может быть историческим документом, этнографическим предметом, картиной или скульптурой всем тем, что определяется понятием музейный экспонат.
Задачи:
1. Развитие способностей образного, ассоциативного мышления (наблюдательности, внимания, представления, воображения, фантазии).
2. Постижение музейного экспоната на основе визуальных впечатлений, что
развивает творческие способности обучающегося.
3. Включение в пространство первоначальных знаний обучающегося терминов, используемых в искусстве, архитектуре и музейной деятельности.
Структура курса:
1. Что такое музей?
2. Что такое коллекция?
3. Рождение музея
4. Знаменитые музеи мира
5. Как «живут экспонаты в музее»
6. Играем в музей (повторение)
Формы работы: групповые, индивидуальные, работа в парах.
Виды контроля: текущий, тематический, итоговый.
Формы контроля: тест, самостоятельная работа, творческие задания.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается
применение следующих педагогических технологий обучения:
1) ИКТ
2) Обучение в сотрудничестве
3) Исследовательские методы обучения
4) Метод проектов
5) Здоровьесберегающие технологии
6) Игровые методы обучения
Обучающиеся должны
знать:
• как человек осваивает окружающий мир через музей;
• музей является учреждением, которое собирает, экспонирует, хранит, изучает,
восстанавливает произведения искусства;
• где может располагаться музей (дворец, жилой дом, открытое пространство
и т.д.);
• что такое коллекция, экспонат, собирательство, шедевр;
• какие бывают коллекции;
• правила поведения в музее;
• музейные профессии;
• как формируются музейные коллекции, на примере рождения Третьяковской галереи
и т.д.
• признанные шедевры из знаменитых музеев мира;
• крупнейшие художественные музеи страны и крупнейшие музеи мира.
уметь:
• приводить примеры о происхождении музеев;
• приводить примеры многообразии типов музеев;
• находить сведения о музейном экспонате;
• определять содержание и типы коллекций;
• определять мотивы и принципы формирования коллекций;
• определять типы экспонатов и давать правильное название коллекциям;
• составлять свои коллекции;
• подготовить рассказ о своей коллекции, о музейном экспонате, о мировом
шедевре;
• находить сведения о музее, о коллекции, об экспонате по аннотации,
путеводителю,
буклету;
• находить по карте знаменитые музеи мира;
Применять
• общие знания о музее как источнике культурно-исторического опыта человечества;
• общие знания о богатстве музейного фонда ;
• общие знания о коллекционировании как одном из увлекательных способов
постижения мира.
Содержание учебного курса «Мир музея»
Тема 1. Что такое музей? (5 часов)
Представление о типах музеев (художественный, этнографический, мемориальный, исторический, естественнонаучный и т.д.). Закрепить навыки визуального мышления.
Сформировать понятия «музей», «типы музеев». Сформировать представление о музеях родного края. Воспитывать уважение к деятельности музеев.
Развить интерес к посещению музеев.
Тема 2. Что такое коллекция. (5 часов)
Сформировать представление о смысле, содержании и типе коллекций. Сформировать понятия «коллекция», «собирательство», «экспонат» и т.д. Сформировать представление о различных видах коллекций и о том, что можно коллекционировать. Представить коллекционирование не только как основу музейной работы, но и как способ постижения окружающего мира каждым человеком. Воспитать бережное отношение к предметам коллекционирования.
Тема 3. Рождение музея. (7 часов)
Сформировать представление о создании музея на примере Государственной
Третьяковской галереи в Москве и музея д’Орсе в Париже. Сформировать
представление о роли личности в создании музея. Сформировать представление о способах получения информации на экспозиции музея. Сформировать
навыки музейного поведения. Воспитать бережное отношение к экспонату и
уважение к таким музейным профессиям, как музейный смотритель, экскурсовод, музейный педагог.
Тема 4. Знаменитые музеи мира. (8 часов)
Сформировать представление об архитектурных комплексах и коллекциях
Государственного Эрмитажа и Русского музея. Сформировать представление
о специфике Государственного Исторического музея. Сформировать представление о крупнейших музеях мира и их шедеврах. Сформировать интерес
к познанию искусств и культуры через музейные коллекции.
Тема 5. Как «живут» экспонаты в музее. (4 часа)
Дать представление о хранении экспонатов в музее, о сложности и важности
этой работы. Познакомить детей с работой музейного «доктора» и обозначить
его роль в музейном деле. Воспитать чувство причастности к ответственности за сохранение музейных памятников. Воспитать бережное, уважительное
отношение музейным памятникам.
Тема 6. Играем в музей. (3 часа)
Закрепление полученных в течение года знаний о музее через сюжетно-ролевую игру. Закрепить понятие «музей». Закрепить представление учащихся о
типах музеев и коллекций. Закрепить представления учащихся об экспозиционной, хранительской и реставрационной деятельности музеев.
Уроки-резерв (2 часа)
Календарно-тематическое планирование
Раздел
1. Что такое музей? (5 ч)
2. Что такое коллекция?
(5ч.)
3. Рождение музея (7ч.)
№
п\п
1
Тема
Смотрю и вижу
Кол-во
часов
1
2
Что такое музей?
1
3
Что такое музей?
1
4
Какие бывают музеи?
1
5
Музеи нашего края
1
6
Что такое коллекция?
1
7
Какие бывают коллекции?
1
8
Экспонаты коллекции
1
9
Твоя коллекция
1
10
Твоя коллекция
1
11-12
История Государственной Третьяковской галереи
2
13
Музей д’Орсе
1
14-15
Зритель в музее
2
16-17
Экскурсия в библиотеку-музей
им.М.Романова (Дмитриево)
2
18
Государственный Эрмитаж
1
19
Государственный Эрмитаж.
Архитектура и коллекции
1
20
Русский музей. Дворцы, сады
1
21
Русский музей. История коллекций
1
22
Государственный Исторический
музей
1
23
Знаменитые музеи мира. Лувр
1
24-25
Шедевры знаменитых музеев
2
5. Как «живут» экспонаты в музее (4 часа)
26-27
Как «живут» экспонаты в музее
2
28-29
Реставрация музейных экспонатов
2
6. Играем в музей (3 ч)
30
Повторение изученного материала
1
31-32
Защита проектов
2
33-34
Посещение одного из музеев Устьянского района
2
4. Знаменитые музеи
мира (8 ч)
7. Уроки-резерв