РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
"Мир искусства"
для 5-6-х классов
Пояснительная записка
Данная программа конкретизирует содержание тем образовательного
стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов внеурочной деятельности с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта
основного общего образования по искусству (МХК), с опорой на примерные
программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации, учебного плана МБОУ «Киземская
СОШ», рекомендованного Министерством образования Российской Федерации .
Цели внеурочной деятельности:
- развитие чувств, эмоций, образно – ассоциативного мышления и художественно – творческих способностей;
- воспитание художественно – эстетического вкуса, потребности в освоении
ценностей мировой культуры;
- освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества
в отечественной и зарубежной культуре;
- овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
- использование приобретённых знаний и умений для расширения кругозора,
осознанного формирования собственной культурной среды.
Задачи программы:
•
развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности и художественно-творческих способностей учащихся;
•
воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры (культуры восприятия произведений
искусства, толерантности, уважения к культурным традициям народов
России и других стран мира), культуры восприятия произведений отечественного и зарубежного искусства, «родственного внимания» к миру,
чувству сопереживания к другому человеку, творческой самостоятельности в решении личностно и/или общественно значимых проблем;
•
освоение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о его выразительных средствах и социальных функциях; о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре (о специфике
языка разных видов искусства);
•
овладение умениями и навыками анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение, использовать язык различных видов искусства в самостоятельном художественном творчестве;
•
формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
•
использованию приобретенных знаний и умений для расширения
кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Содержание внеурочной деятельности в 5-х классах
34 часа – 1 час в неделю
Древние цивилизации – (17ч.)
Первые художники Земли. Архитектура страны фараонов. Изобразительное
искусство и музыка Древнего Египта. Художественная культура Древней Передней Азии. Искусство доколумбовой Америки.
Культура Античности – (16ч.)
Эгейское искусство. Золотой век Афин. Архитектура Древнего Рима. Театральное и музыкальное искусство Античности.
Итоговое занятие – (1ч.)
Содержание внеурочной деятельности в 6-х классах
34 часа – 1 час в неделю
Средние века – (13ч.)
Мир византийской культуры. Архитектура западноевропейского Средневековья. Изобразительное искусство Средних веков. Театральное искусство и музыка Средних веков.
Культура Востока – (10ч.)
Индия – «страна чудес». Художественная культура Китая. Искусство Страны
восходящего солнца (Япония). Художественная культура ислама. Культура востока (обобщающий урок).
Культура Древней Руси – (10ч.)
Архитектурный облик Древней Руси. Изобразительное искусство и музыка
Древней Руси.
Итоговое занятие - (1ч.)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 5-Х КЛАССОВ
Раздел
1. Искусство первобытного человека
2. Искусство Древней
Передней Азии
3. Архитектура Древнего
Египта
4. Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта
5. Искусство Мезоамерики
6. Эгейское искусство
7. Архитектурный облик
Древней Эллады
№
п\п
1
Тема
2
Древнейшие сооружения человечества
1
3
Музыка, танец и пантомима
1
4
Возникновение письменности
1
5
Архитектура Месопотамии
1
6
Изобразительное искусство
1
7
Музыкальное искусство
1
8
Пирамиды - "жилища вечности"
фараонов
1
9
Храмы и гробницы
1
10
Скульптурные памятники
1
11
Рельефы и фрески
1
12
Сокровища гробницы Тутанхамона
1
13
Музыка, театр и поэзия
1
14
Искусство классического периода
1
15
Искусство ацтеков
1
16
Искусство майя
1
17
Искусство инков
1
18
Шедевры архитектуры
1
19
Фрески Кносского дворца
1
20
Вазопись
1
21
Архитектура архаики: греческая
ордерная система
1
Первые художники Земли
Кол-во
часов
1
22
Архитектура классики: Афинский Акрополь
1
23
Архитектура эллинизма: Пергамский алтарь
1
24
Скульптура и вазопись архаики
1
25
Изобразительное искусство
классического периода
1
26
Скульптурные шедевры эллинизма
1
27
Архитектура периода Римской
республики
1
28
Шедевры архитектуры эпохи
Римской империи
1
10. Изобразительное искусство Древнего Рима
29
Римский скульптурный портрет
1
30
Фресковые и мозаичные композиции
1
11. Театр и музыка Античности
31
Трагики и комедиографы греческого театра
1
32
Театральное и цирковое искусство Древнего Рима
1
33
Музыкальное искусство Античности
1
34
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
1
8. Изобразительное искусство Древней Греции
9. Архитектурные достижения Древнего Рима
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 6-Х КЛАССОВ
Раздел
1. Мир византийского искусства
№
п\п
1
Тема
Достижения архитектуры
Кол-во
часов
1
2
Мерцающий свет мозаик
1
3
Искусство иконописи
1
4
Музыкальное искусство
1
2. Архитектура западноевропейского Средневековья
5
Романский стиль архитектуры
1
6
Архитектура готики
1
3. Изобразительное искусство Средних веков
7
Скульптура романского стиля
1
8
Скульптура готики
1
9
Искусство витража
10
Литургическая драма
1
11
Средневековый фарс
1
12
Достижения музыкальной культуры
1
13
Музыкально-песенное творчество трубадуров, труверов и
миннезингеров
1
14
Шедевры архитектуры
1
15
Изобразительное искусство
1
16
Музыка и театр
17
Шедевры архитектуры
1
18
Изобразительное искусство
1
19
Шедевры архитектуры. Изобразительное искусство
1
20
Садово-парковое искусство
1
21
Шедевры архитектуры
1
22
Изобразительное искусство
1
23
Литература и музыка
1
9. Искусство Киевской Руси 24
Архитектура Киевской Руси
1
25
Изобразительное искусство
1
4. Театр и музыка Средних
веков
5. Искусство Индии
6. Искусство Китая
7. Искусство Японии
8. Искусство исламских
стран
10. Развитие русского регионального искусства
26
Искусство Великого Новгорода
1
27
Искусство Владимиро-Суздальского княжества
1
28
Искусство Московского княжества
1
29
Искусство периода образования
государства
1
30
Искусство периода утверждения
государственности
1
31
Искусство России на пороге Нового времени
1
12. Театр и музыка Древней 32
Руси
Возникновение профессионального театра
1
33
Музыкальная культура
1
34
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
1
11. Искусство единого Российского государства
Планируемые результаты освоения программы по "Мир искусства"
в 5 классе
№
1-3
тема урока
тип урока, вид
деятельности
прогнозируемый результат
Первые художники
Земли
Урок - лекции
Формировать понятие о художественно – исторической
эпохе и развитии человеческой
цивилизации.
Знать: особенности живописи,
графики и скульптуры эпохи
первобытности
4-5
Архитектура страны
фараонов
Беседа с опорой
на знания
Знать историю создания и характерные особенности архитектуры Древнего Египта.
учащихся, уроки – Уметь анализировать, сопопутешествие
ставлять, делать выводы.
Изучение шедевров мировой
культуры, осознание роли и
места Человека в художественной культуре в данный
исторический период.
6-9
Изобразительное искусство и музыка
Древнего Египта
Урок – семинар,
сообщения на основе самостоятельных поисков.
Знать характерные особенности древнеегипетской скульптуры, живописи и музыки.
Уметь анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Знать понятия мумификация,
рельеф, фреска,
10-13 Художественная культура Древней Передней Азии
Уроки - лекции
Знать выдающиеся произведения культуры народов Древней Передней Азии
Уметь анализировать, сопоставлять, делать выводы
14-17 Искусство доколумбовой Америки
Урок семинар, основанный на самостоятельных
поисках.
Знать наиболее значительные
достижения художественной
культуры народов Центральной и Южной Америки
Уметь анализировать, сопоставлять, делать выводы
18-20 Эгейское искусство
Уроки – лекции
Значение искусства крито –
микенской культуры в художественно- исторической эпохе.
21-26 Золотой век
Афин
Уроки-путешествия
Знать важнейшие особенности архитектуры Акрополя.
Дать понятие всемирно – исторического значения художественной культуры Древней
Греции. О стиле и
направлении в архитектуре
Древней Греции.
27-30 Архитектура Древнего
Рима
Комбинированные Знать об архитектурных шедеврах Древнего Рима: Форуме, Пантеоне, Колизее.
Умет анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Знакомство с изобразительным искусством, уметь анализировать произведении искусства с учетом особенностей его художественного
языка.
31-33 Театральное и музыкальное искусство Античности
Беседа с опорой
не знания учащихся.
Знать об особенностях развития театральной и музыкальной культуры Древней Греции.
34
зачет
Обобщить пройденный материал, научиться оформлять
проекты в презентации, уверенно выступать по защите
заданной темы.
Итоговое занятие
Планируемые результаты освоения программы "Мир искусства"
в 6 классе
1-4
Мир византийской
культуры
Уроки – лекции
Выявить значение культуры
Византийской империи, как
пролог к развитию средневековой культуры.
Знать основные достижения
художественной культуры Византии
5-6
Архитектура западно- Уроки – лекции
европейского государства
Знать характерные черты романского стиля, в т.ч. готического искусства.
Дальнейшее формирование понятий об архитектурном стиле
и направлении в искусстве.
7-9
Изобразительное искусство Средних веков
Уроки – лекции
Постижение системы знаний о
создании художественного образа в изобразительном искусстве.
Знать характерные черты романского стиля изобразительного искусства.
Уметь анализировать, сопоставлять, делать выводы.
1013
Театральное искусство и музыка Средних веков
Комбинированные
Развивать умение анализировать про изведение искусства,
понимать и уметь дать художественную оценку.
Знать о развитии средневекового театрального искусства литургической драмы, мистерии и комического фарса.
14
Архитектурный облик Комбинированный
Древней Руси
Знать своеобразие зодчества
Древнерусского государства.
Формирование понятий архитектурного стиля, постижение
системы знаний о самобытности архитектуры Древней
Руси.
1523
Изобразительное исКомбинированные
кусство, региональное
искусство и музыка
Древней Руси
Знать основные художественные принципы новгородской,
владимиро-суздальской, московской школ живописи, творчество Феофана Грека.
Знать творчество Андрея Рублева и Дионисия
Уметь анализировать увиденное, видеть особенности авторского стиля, художественных приемов
2426
Индия – «страна чудес»
Комбинированные
Знать основные архитектурные
сооружения Индии
Уметь анализировать, сопоставлять, делать выводы
2728
Художественная культура Китая
Беседа с опорой на Знать, в чем заключается своезнания учащихся.
образие китайского зодчества.
Понять значение и уникальный
характер китайской художественной культуры
2930
3133
Искусство Страны
восходящего солнца
(Япония)
Уроки - общения
Художественная культура ислама
Уроки – лекции
Знать характерные черты японского зодчества.
Проанализировать своеобразие
и неповторимость искусства
Японии.
Знать основные типы архитектурных сооружений, определив их назначение и характерные особенности.
Знакомство с историческими
корнями и значением искусства ислама.
34
Итоговое занятие
Урок-зачет
Обобщить пройденный материал