Рабочая программа курса «Мир искусства» для обучающихся 5 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
"Мир искусства"
для 5-6-х классов

Пояснительная записка

Данная программа конкретизирует содержание тем образовательного
стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов внеурочной деятельности с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта
основного общего образования по искусству (МХК), с опорой на примерные
программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации, учебного плана МБОУ «Киземская
СОШ», рекомендованного Министерством образования Российской Федерации .

Цели внеурочной деятельности:
- развитие чувств, эмоций, образно – ассоциативного мышления и художественно – творческих способностей;
- воспитание художественно – эстетического вкуса, потребности в освоении
ценностей мировой культуры;
- освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества
в отечественной и зарубежной культуре;
- овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
- использование приобретённых знаний и умений для расширения кругозора,
осознанного формирования собственной культурной среды.

Задачи программы:
•

развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности и художественно-творческих способностей учащихся;

•

воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры (культуры восприятия произведений
искусства, толерантности, уважения к культурным традициям народов
России и других стран мира), культуры восприятия произведений отечественного и зарубежного искусства, «родственного внимания» к миру,
чувству сопереживания к другому человеку, творческой самостоятельности в решении личностно и/или общественно значимых проблем;

•

освоение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о его выразительных средствах и социальных функциях; о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре (о специфике
языка разных видов искусства);

•

овладение умениями и навыками анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение, использовать язык различных видов искусства в самостоятельном художественном творчестве;

•

формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

•

использованию приобретенных знаний и умений для расширения
кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Содержание внеурочной деятельности в 5-х классах
34 часа – 1 час в неделю
Древние цивилизации – (17ч.)
Первые художники Земли. Архитектура страны фараонов. Изобразительное
искусство и музыка Древнего Египта. Художественная культура Древней Передней Азии. Искусство доколумбовой Америки.
Культура Античности – (16ч.)
Эгейское искусство. Золотой век Афин. Архитектура Древнего Рима. Театральное и музыкальное искусство Античности.
Итоговое занятие – (1ч.)

Содержание внеурочной деятельности в 6-х классах
34 часа – 1 час в неделю
Средние века – (13ч.)
Мир византийской культуры. Архитектура западноевропейского Средневековья. Изобразительное искусство Средних веков. Театральное искусство и музыка Средних веков.
Культура Востока – (10ч.)
Индия – «страна чудес». Художественная культура Китая. Искусство Страны
восходящего солнца (Япония). Художественная культура ислама. Культура востока (обобщающий урок).
Культура Древней Руси – (10ч.)
Архитектурный облик Древней Руси. Изобразительное искусство и музыка
Древней Руси.
Итоговое занятие - (1ч.)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 5-Х КЛАССОВ

Раздел
1. Искусство первобытного человека

2. Искусство Древней
Передней Азии

3. Архитектура Древнего
Египта

4. Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта

5. Искусство Мезоамерики

6. Эгейское искусство

7. Архитектурный облик
Древней Эллады

№
п\п
1

Тема

2

Древнейшие сооружения человечества

1

3

Музыка, танец и пантомима

1

4

Возникновение письменности

1

5

Архитектура Месопотамии

1

6

Изобразительное искусство

1

7

Музыкальное искусство

1

8

Пирамиды - "жилища вечности"
фараонов

1

9

Храмы и гробницы

1

10

Скульптурные памятники

1

11

Рельефы и фрески

1

12

Сокровища гробницы Тутанхамона

1

13

Музыка, театр и поэзия

1

14

Искусство классического периода

1

15

Искусство ацтеков

1

16

Искусство майя

1

17

Искусство инков

1

18

Шедевры архитектуры

1

19

Фрески Кносского дворца

1

20

Вазопись

1

21

Архитектура архаики: греческая
ордерная система

1

Первые художники Земли

Кол-во
часов
1

22

Архитектура классики: Афинский Акрополь

1

23

Архитектура эллинизма: Пергамский алтарь

1

24

Скульптура и вазопись архаики

1

25

Изобразительное искусство
классического периода

1

26

Скульптурные шедевры эллинизма

1

27

Архитектура периода Римской
республики

1

28

Шедевры архитектуры эпохи
Римской империи

1

10. Изобразительное искусство Древнего Рима

29

Римский скульптурный портрет

1

30

Фресковые и мозаичные композиции

1

11. Театр и музыка Античности

31

Трагики и комедиографы греческого театра

1

32

Театральное и цирковое искусство Древнего Рима

1

33

Музыкальное искусство Античности

1

34

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

1

8. Изобразительное искусство Древней Греции

9. Архитектурные достижения Древнего Рима

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 6-Х КЛАССОВ

Раздел
1. Мир византийского искусства

№
п\п
1

Тема
Достижения архитектуры

Кол-во
часов
1

2

Мерцающий свет мозаик

1

3

Искусство иконописи

1

4

Музыкальное искусство

1

2. Архитектура западноевропейского Средневековья

5

Романский стиль архитектуры

1

6

Архитектура готики

1

3. Изобразительное искусство Средних веков

7

Скульптура романского стиля

1

8

Скульптура готики

1

9

Искусство витража

10

Литургическая драма

1

11

Средневековый фарс

1

12

Достижения музыкальной культуры

1

13

Музыкально-песенное творчество трубадуров, труверов и
миннезингеров

1

14

Шедевры архитектуры

1

15

Изобразительное искусство

1

16

Музыка и театр

17

Шедевры архитектуры

1

18

Изобразительное искусство

1

19

Шедевры архитектуры. Изобразительное искусство

1

20

Садово-парковое искусство

1

21

Шедевры архитектуры

1

22

Изобразительное искусство

1

23

Литература и музыка

1

9. Искусство Киевской Руси 24

Архитектура Киевской Руси

1

25

Изобразительное искусство

1

4. Театр и музыка Средних
веков

5. Искусство Индии

6. Искусство Китая

7. Искусство Японии

8. Искусство исламских
стран

10. Развитие русского регионального искусства

26

Искусство Великого Новгорода

1

27

Искусство Владимиро-Суздальского княжества

1

28

Искусство Московского княжества

1

29

Искусство периода образования
государства

1

30

Искусство периода утверждения
государственности

1

31

Искусство России на пороге Нового времени

1

12. Театр и музыка Древней 32
Руси

Возникновение профессионального театра

1

33

Музыкальная культура

1

34

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

1

11. Искусство единого Российского государства

Планируемые результаты освоения программы по "Мир искусства"
в 5 классе
№

1-3

тема урока

тип урока, вид
деятельности

прогнозируемый результат

Первые художники
Земли

Урок - лекции

Формировать понятие о художественно – исторической
эпохе и развитии человеческой
цивилизации.
Знать: особенности живописи,
графики и скульптуры эпохи
первобытности

4-5

Архитектура страны
фараонов

Беседа с опорой
на знания

Знать историю создания и характерные особенности архитектуры Древнего Египта.

учащихся, уроки – Уметь анализировать, сопопутешествие
ставлять, делать выводы.
Изучение шедевров мировой
культуры, осознание роли и
места Человека в художественной культуре в данный
исторический период.
6-9

Изобразительное искусство и музыка
Древнего Египта

Урок – семинар,
сообщения на основе самостоятельных поисков.

Знать характерные особенности древнеегипетской скульптуры, живописи и музыки.
Уметь анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Знать понятия мумификация,
рельеф, фреска,

10-13 Художественная культура Древней Передней Азии

Уроки - лекции

Знать выдающиеся произведения культуры народов Древней Передней Азии
Уметь анализировать, сопоставлять, делать выводы

14-17 Искусство доколумбовой Америки

Урок семинар, основанный на самостоятельных
поисках.

Знать наиболее значительные
достижения художественной
культуры народов Центральной и Южной Америки
Уметь анализировать, сопоставлять, делать выводы

18-20 Эгейское искусство

Уроки – лекции

Значение искусства крито –
микенской культуры в художественно- исторической эпохе.

21-26 Золотой век
Афин

Уроки-путешествия

Знать важнейшие особенности архитектуры Акрополя.
Дать понятие всемирно – исторического значения художественной культуры Древней
Греции. О стиле и

направлении в архитектуре
Древней Греции.

27-30 Архитектура Древнего
Рима

Комбинированные Знать об архитектурных шедеврах Древнего Рима: Форуме, Пантеоне, Колизее.
Умет анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Знакомство с изобразительным искусством, уметь анализировать произведении искусства с учетом особенностей его художественного
языка.

31-33 Театральное и музыкальное искусство Античности

Беседа с опорой
не знания учащихся.

Знать об особенностях развития театральной и музыкальной культуры Древней Греции.

34

зачет

Обобщить пройденный материал, научиться оформлять
проекты в презентации, уверенно выступать по защите
заданной темы.

Итоговое занятие

Планируемые результаты освоения программы "Мир искусства"
в 6 классе
1-4

Мир византийской
культуры

Уроки – лекции

Выявить значение культуры
Византийской империи, как
пролог к развитию средневековой культуры.
Знать основные достижения
художественной культуры Византии

5-6

Архитектура западно- Уроки – лекции
европейского государства

Знать характерные черты романского стиля, в т.ч. готического искусства.
Дальнейшее формирование понятий об архитектурном стиле
и направлении в искусстве.

7-9

Изобразительное искусство Средних веков

Уроки – лекции

Постижение системы знаний о
создании художественного образа в изобразительном искусстве.
Знать характерные черты романского стиля изобразительного искусства.
Уметь анализировать, сопоставлять, делать выводы.

1013

Театральное искусство и музыка Средних веков

Комбинированные

Развивать умение анализировать про изведение искусства,
понимать и уметь дать художественную оценку.
Знать о развитии средневекового театрального искусства литургической драмы, мистерии и комического фарса.

14

Архитектурный облик Комбинированный
Древней Руси

Знать своеобразие зодчества
Древнерусского государства.
Формирование понятий архитектурного стиля, постижение
системы знаний о самобытности архитектуры Древней
Руси.

1523

Изобразительное исКомбинированные
кусство, региональное
искусство и музыка
Древней Руси

Знать основные художественные принципы новгородской,
владимиро-суздальской, московской школ живописи, творчество Феофана Грека.

Знать творчество Андрея Рублева и Дионисия
Уметь анализировать увиденное, видеть особенности авторского стиля, художественных приемов
2426

Индия – «страна чудес»

Комбинированные

Знать основные архитектурные
сооружения Индии
Уметь анализировать, сопоставлять, делать выводы

2728

Художественная культура Китая

Беседа с опорой на Знать, в чем заключается своезнания учащихся.
образие китайского зодчества.
Понять значение и уникальный
характер китайской художественной культуры

2930

3133

Искусство Страны
восходящего солнца
(Япония)

Уроки - общения

Художественная культура ислама

Уроки – лекции

Знать характерные черты японского зодчества.
Проанализировать своеобразие
и неповторимость искусства
Японии.
Знать основные типы архитектурных сооружений, определив их назначение и характерные особенности.
Знакомство с историческими
корнями и значением искусства ислама.

34

Итоговое занятие

Урок-зачет

Обобщить пройденный материал


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».