РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНЫЙ КУРС
КЛАСС
«Юным умникам и умницам»
2
УЧИТЕЛЬ Илатовская Е.С
СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ программы развития познавательных способностей
учащихся младших классов «Учимся учиться» Н.А.Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган:
Ин – т повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2005. – 34 с.
– (серия «Умники и умницы»).
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
• «Юным умникам и умницам»: Задания по развитию познавательных способностей
/ Методическое пособие, - М.: РОСТ книга.
• Криволапова Н.А. «Учимся учиться» [Текст]: программа развития познавательных
способностей учащихся младших классов/ Н.А.Криволапова, И.Ю. Цибаева. –
Курган: Ин – т повышения квалификации и переподготовки работников
образования, 2005. – 34 с. – (серия «Умники и умницы»).
Для детейи родителей:
• «Юным умникам и умницам»; Рабочие тетради: В 2–х частях / Холодова О. А. – М.:
Издательство РОСТ, 2025 г.
Содержание программы
Тема 1. Задания на развитие внимания
Теория: понятие о лабиринте; интересные сведения о животных, названия которых
встречаются в заданиях (н-р, крот, колибри); интересная историческая справка о
разновидностях часов и музеях, где хранятся часы;
Практика: работа с лабиринтами и целый ряд игр, направленных на развитие
произвольного внимания, объема внимания, его устойчивости, переключения и
распределения.
Тема 2. Задания на развитие памяти
Теория: знакомство со словами – палиндромами или перевертышами;
Практика: игры и упражнения, направленные на развитие и совершенствование
слуховой и зрительной памяти, вместе с тем у детей увеличивается объем запоминания,
развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность.
Тема 3. Задания на совершенствование воображения
Теория: начальное понятие о геометрических телах и фигурах; уникурсальных
фигурах (фигуры, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя
одну и ту же линию дважды); об изографах и числограммах; о группах слов
(общеупотребительных, устаревших и т.д.)
Практика: дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или
линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения; выбор фигуры
нужной формы для восстановления целого; вычерчивание уникурсальных фигур; выбор
пары идентичных фигур сложной конфигурации; выделение из общего рисунка заданных
фигур с целью выявления замаскированного рисунка; деление фигуры на несколько
заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из
множества данных; складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных
фигур; работа с изографами и числограммами.
Тема 4. Задания на развитие логического мышления
Теория: знакомство со словами – омонимами, анаграммами, метаграммами,
фразеологизмами; с лексическим значением слов, используемых в заданиях; интересными
сведениями о животных, названия которых встречаются в заданиях (н-р, о кенгуру);
познакомить с правилами составления ребусов; с числовой закономерностью;
Практика: выполнение заданий, позволяющих на доступном материале и
жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без
предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. Н-р, сравнение
различных объектов, простые вида анализа и синтеза, устанавливать связи между
понятиями, учатся комбинировать и планировать, а также задания, направленные на
формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (пошаговое
выполнение задания).
Планируемые результаты
- Задача: развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной
деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять
главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы.
Результат: научиться логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения,
обобщения, классификации, систематизации; анализировать варианты рассуждений.
- Задача: развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти,
внимания, зрительного восприятия, воображения. Развитие познавательной активности и
самостоятельной мыслительной деятельности учащихся.
Результат: личностный рост обучающегося.
- Задача: развитие языковой культуры и формирования речевых умений: четко и ясно
излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения,
аргументировано доказывать свою точку зрения.
Результат: обоснованно делать выводы, доказывать, восстанавливать ход рассуждений.
- Задача: формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать
нестандартные задачи.
Результат: решать логически – поисковые задачи, находить разные решения
нестандартных задач.
- Задача: формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и
взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других,
объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников.
Результат: определение своего места в коллективе.
- Задача: формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе
изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Результат: самореализация обучающегося.
Тематическое планирование
1 модуль
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
Название раздела,
темы
Задания на
развитие внимания
Задания на
развитие памяти
Задания на
совершенствование
воображения
Задания на
развитие
логического
мышления
Выявление уровня
познавательных
процессов
Название раздела,
темы
Задания на
развитие внимания
Задания на
развитие памяти
Задания на
совершенствование
воображения
Задания на
развитие
логического
мышления
Выявление уровня
познавательных
процессов
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Формы
аттестации/контроля
5 час
1
4
взаимооценка
4 час
0
4
анализ работ
2 час
0
2
самооценка
3 час
0
3
анализ работ
1 час
1
2 модуль
Количество часов
Всего
Теория
Практика
тест
Формы
аттестации/контроля
взаимооценка
4 час
0
4
6 час
1
5
анализ работ
3 час
0
3
самооценка
1
4
анализ работ
1
тест
5 час
1 час
Поурочное планирование
№
Месяц
Чи
сл
о
Вре
мя
Форма
занятия
К
о
лв
о
ч
а
с
Тема занятия
Развиваем способности
Форма
контрол
я
1 модуль
1.
сентябрь
1
Конкурс
2
сентябрь
1
Урок-игра
3
сентябрь
1
Урок-игра
4
сентябрь
1
Урок-игра
5
октябрь
1
Конкурс
6
октябрь
1
Урок-игра
7
октябрь
1
Урок-игра
8
октябрь
1
Урок-игра
9
ноябрь
1
Урок-игра
10
ноябрь
1
Урок-игра
11
ноябрь
1
Урок-игра
12
ноябрь
1
Урок-игра
Выявление уровня развития
внимания, восприятия, воображения,
памяти, мышления.
Конкурс эрудитов №1
Тренировка внимания.
Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать
нестандартные задачи.
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать
нестандартные задачи.
Развитие логического мышления.
Обучение поиску закономерностей.
Развитие умения решать
нестандартные задачи.
Тренировка внимания.
Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать
нестандартные задачи.
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать
нестандартные задачи.
Совершенствование воображения.
Развитие наглядно – образного
мышления. Ребусы. Задания по
перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции.
Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать
нестандартные задачи.
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать
нестандартные задачи. Конкурс
эрудитов №2
Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать
нестандартные задачи.
Развитие быстроты реакции.
Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать
нестандартные задачи.
Тренировка концентрации внимания.
Совершенствование мыслительных
Тест
Наблюд
ение
Наблюд
ение
Наблюд
ение
Взаимоп
роверка
Взаимоп
роверка
Просмот
ри
анализ
рабочих
материа
лов
Взаимоп
роверка
Самооце
нка
Самооце
нка
Самооце
нка
анализ
работ
13
декабрь
2
Урок-игра
14
декабрь
1
Урок-игра
15
декабрь
1
Конкурс
операций. Развитие умения решать
нестандартные задачи.
Совершенствование воображения.
Развитие наглядно – образного
мышления. Ребусы. Задания по
перекладыванию спичек.
Тренировка внимания.
Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать
нестандартные задачи.
Развитие логического мышления.
Обучение поиску закономерностей.
Развитие умения решать
нестандартные задачи.
Конкурс эрудитов №3
самооце
нка
взаимоо
ценка
Тест
2 модуль
16
январь
1
Урок-игра
17
январь
1
Урок-игра
18
январь
1
Урок-игра
19
январь
1
Урок-игра
20
февраль
1
Урок-игра
21
февраль
1
Урок-игра
22
февраль
1
Урок-игра
23
февраль
1
Урок-игра
Развитие концентрации внимания.
Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать
нестандартные задачи.
Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать
нестандартные задачи.
Развитие логического мышления.
Обучение поиску закономерностей.
Развитие умения решать
нестандартные задачи.
Развитие быстроты реакции,
мышления. Совершенствование
мыслительных операций. Развитие
умения решать нестандартные
задачи.
Тренировка внимания.
Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать
нестандартные задачи.
Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать
нестандартные задачи.
Развитие логического мышления.
Обучение поиску закономерностей.
Развитие умения решать
нестандартные задачи.
Совершенствование воображения.
Развитие наглядно – образного
мышления. Ребусы. Задания по
перекладыванию спичек.
Просмот
и анализ
рабочих
материа
лов
24
март
1
Урок-игра
25
март
1
Урок-игра
26
март
1
Урок-игра
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать
нестандартные задачи.
Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать
нестандартные задачи.
Развитие логического мышления.
Обучение поиску закономерностей.
Развитие умения решать
нестандартные задачи.
Конкурс эрудитов №4
Конкурс
27
март
1
Урок-игра
28
апрель
1
Урок-игра
29
апрель
1
Урок-игра
30
апрель
1
Урок-игра
31
май
1
Урок-игра
32
май
1
Урок-игра
33
май
1
Урок-игра
Совершенствование воображения.
Развитие наглядно – образного
мышления. Ребусы. Задания по
перекладыванию спичек.
Тренировка внимания.
Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать
нестандартные задачи.
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать
нестандартные задачи.
Развитие логического мышления.
Обучение поиску закономерностей.
Развитие умения решать
нестандартные задачи.
Развитие концентрации внимания.
Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать
нестандартные задачи.
Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать
нестандартные задачи.
Совершенствование воображения.
Развитие наглядно – образного
мышления. Ребусы. Задания по
перекладыванию спичек.
Конкурс эрудитов №5
Просмот
и анализ
рабочих
материа
лов
Просмот
и анализ
рабочих
материа
лов
анализ
работ
анализ
работ
Конкурс
34
май
1
Выявление уровня развития
познавательных процессов:
внимания, восприятия, воображения,
памяти, мышления
Тест