РП по внеурочной деятельности. Учимся для жизни 3 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Архангельской области
Управление образования администрации
Устьянского муниципального округа Архангельской области
МБОУ "Киземская СОШ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности интеллектуального направления
«Учимся для жизни»
для обучающихся 3 класса

Кизема, 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Учимся для жизни» составлена на основе авторского курса
программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В.
Буряк, С.А. Шейкина). Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные,
общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Нормативная правовая основа рабочей программы:
-Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Указ президента
Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности
Российской Федерации»
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 №64100)
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 №569 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования (Зарегистрирован 17.08.2022 №69676)
-Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 №372 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего
образования» (Зарегистрирован 13.07.2023 №74229)
Актуальность курса:
-курс формирует умения, необходимые для решения жизненных задач;
-умения быстро адаптироваться к изменению условий;
-быть способным находить решения из конфликтных ситуаций;
-знать и применять правила относительно своей же безопасности в отношении
своей личности;
-готовность быть способным и ориентированным в ценностях современного общества, а
также ориентирован на успешное прохождение международного исследования PISSA.
Формирование функциональной грамотности у младших школьников, как правило
ведется по четырём направлениям: читательская, математическая, финансовая и
естественно – научная. Цель программы: создавать условия для развития
функциональной грамотности. Цели и задачи блоков курса:
«Читательская грамотность»
Цели:
- развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов;
- использование их содержания для достижения собственных целей;
- развитие знаний и возможностей для активного участия в жизни общества; оценивается
не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание
и рефлексия на
текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Задачи:
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.

«Математическая грамотность»
Цель:
- формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в
мире, в котором они живут;
- высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику
так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному,
заинтересованному и мыслящему гражданину.
Задачи:
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему человеку.
«Финансовая грамотность»
Цель:
- развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного
поведения в области экономических отношений в семье;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи:
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
«Естественно-научная грамотность»
Цель:
- формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания
для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены
с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и
экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех
изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих
решений.
Задачи:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого
познания.
Общая характеристика спецкурса «Функциональная грамотность»
Функциональная грамотность – это способность и умение самостоятельно искать,
анализировать, обрабатывать и усваивать необходимую информацию из различных
источников. В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело
с огромным потоком информации, чтобы уверенно ориентироваться этом потоке,

необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией, такие как: поиск, анализ,
обработка, хранение, использование и применение информации в максимально
рациональной форме. Для того чтобы у обучающихся 3классов процесс формирования
функциональной грамотности проходил качественно, в тренажерах для детей собраны
задания различных видов: диаграммы, графики, опыты, задания на сравнение, анализ и
классификацию. Выполнение заданий будет способствовать развитию у детей
произвольного внимания, познавательных интересов и потребностей, увеличению
словарного запаса, умению использовать различные средства коммуникации для
грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной форме.
Программа
курса внеурочной деятельности
«Функциональная
грамотность» предназначена для реализации в 3классе начальной школы и рассчитана на 68
часов (при 2 часах в неделю).
Учитель может варьировать, чередовать последовательность проведения занятий по
своему усмотрению.
Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей
третьеклассников для занятий используются сюжеты художественных и научнопознавательных текстов.
Место учебного курса в плане внеурочной деятельности.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена
для реализации в 3 классе начальной школы и рассчитана на 68 часов (два часа в неделю).
Весь курс состоит из 4 блоков:
 читательская грамотность;
 математическая грамотность;
 финансовая грамотность;
 естественнонаучная грамотность.
Модуль «Читательская грамотность» - 17 ч. в год.
Модуль «Математическая грамотность» - 17 ч. в год.
Модуль «Естественнонаучная грамотность» - 17 ч. в год.
Модуль «Финансовая грамотность» - 17 ч. в год.
Всего – 68 ч. в год
Формы организации занятий:
• предметные недели;
• библиотечные уроки;
• деловые беседы;
• практические упражнения
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа обеспечивает
достижение следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
• осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных
финансов;
• осознавать личную ответственность за свои поступки;
• уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
• осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа
над проектами и исследованиями;
• использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
• овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
• использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
• ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
• делать предварительный отбор источников информации:
ориентироваться в потоке информации;
• добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия,
свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
• перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
• преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
• проявлять познавательную и творческую инициативу;
• принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том
числе во внутреннем плане;
• контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в
их выполнение;
• уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
• оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка,
знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные: адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в
соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и
условия деятельности в речи;
• слушать и понимать речь других;
• совместно договариваться о правилах работы в группе;
• доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
• учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
• способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания
и возможности, участвовать в социальной жизни;
• умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
• умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
• умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
•

Предметные результаты изучения блока «Етественно-научная грамотность»:
• способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания
и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах
выводов;
• способность понимать основные; особенности естествознания как формы
человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
• способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
• способность проводить математические рассуждения
• способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказывать явления;
• способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному
и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
• понимание и правильное использование финансовых терминов;
• представление о семейных расходах и доходах;
• умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
• представление о различных видах семейных доходов;
• представление о различных видах семейных расходов;
• представление о способах экономии семейного бюджета.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
• степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
• поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты;
• результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при
выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними
самостоятельно;
• косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества
успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру,
литературному чтению и др.
Формы подведения итогов: олимпиады, научно-практическая конференция.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Раздел

Кол-во
часов

Содержание

Формы
внеурочной
деятельности

1

Читательская
грамотность

Итого
2.

Про дождевого червяка.
Кальций.
Сколько весит облако?
Хлеб, всему голова.
Про мел.
Про мыло.
История свечи.
Магнит.

Библиотечные уроки;
деловые беседы;
участие в научноисследовательских
дискуссиях;
практические
упражнения

Дождевые черви.
Полезный кальций.
Про облака.
Про хлеб и дрожжи.
Интересное вещество мел.
Чем интересно мыло и как
оно «работает»?
Про свечи.
Волшебный Магнит.

Библиотечные уроки;
деловые беседы;
участие в научноисследовательских
дискуссиях;
практические
упражнения

2

Что такое «бюджет»?

2

Семейный бюджет.

2

Откуда в семье
берутся деньги?
Зарплата.

Библиотечные уроки;
деловые беседы;
участие в научноисследовательских
дискуссиях;
практические
упражнения

2

Откуда в семье
берутся деньги?
Пенсия и социальные
пособия.

2

Откуда в семье берутся
деньги? Наследство, вклад
выигрыш.

2
2
2
2
2
2
2
2

Естественнонаучная
грамотность

16
2
2
2
2
2
2
2
2

Итого
3.

Финансовая
грамотность

16

2

2

2

Итого
4.

Математическая
грамотность

Проверочные
работы
Итого

Как сэкономить
семейные деньги?

2

Расходы и доходы
бюджета.

2

Планируем семейный
бюджет.

2

Подсчитываем семейный
доход.

2

5

На что тратятся
семейные деньги?
Обязательные платежи.

16

2

Итого

На что тратятся
семейные деньги?
Виды расходов.

Пенсии и пособия.
Подсчитываем случайные
(нерегулярные) доходы.

2

Подсчитываем
расходы.

2

Расходы на
обязательные платежи.

2

Подсчитываем
сэкономленные деньги.

16
2
68

Проверь себя

Библиотечные уроки;
деловые
беседы;
участие в научноисследовательских
дискуссиях;
практические
упражнения

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема занятия

Всего часов

В том числе
Теория

Практика

1-2

Про дождевого червяка.

2

1

1

3-4

Кальций.

2

1

1

5-6

Сколько весит облако?

2

1

1

7-8

Хлеб, всему голова.

2

1

1

9-10

Про мел.

2

1

1

11-12

Про мыло.

2

1

1

13-14

История свечи.

2

1

1

15-16

Магнит.

2

1

1

17-18

Дождевые черви.

2

1

1

19-20 Полезный кальций.

2

1

1

21-22 Про облака.

2

1

1

23-24 Про хлеб и дрожжи.

2

1

1

25-26 Интересное вещество мел.

2

1

1

27-28 Чем интересно мыло и как оно
«работает»?

2

1

1

29-30 Про свечи.

2

1

1

31-32 Волшебный Магнит.

2

1

1

33-34 Проверь себя.

1

0,5

0,5

35-36 Что такое «бюджет»?

2

1

1

37-38 Семейный бюджет.

2

1

1

39-40 Откуда в семье берутся деньги?
Зарплата.

2

1

1

41-42 Откуда в семье берутся деньги?
Пенсия и социальные пособия.

2

1

1

43-44 Откуда в семье берутся деньги?
Наследство, вклад выигрыш.

2

1

1

45-46 На что тратятся семейные
деньги?
Виды расходов.

2

1

1

47-48 На что тратятся семейные
деньги? Обязательные платежи.

2

1

1

49-50 Как сэкономить семейные
деньги?

2

1

1

51-52 Расходы и доходы бюджета.

2

1

1

53-54 Планируем семейный бюджет.

2

1

1

55-56 Подсчитываем семейный доход.

2

1

1

57-58 Пенсии и пособия.

2

1

1

59-60 Подсчитываем случайные
(нерегулярные) доходы.

2

1

1

61-62 Подсчитываем расходы.

2

1

1

63-64 Расходы на обязательные
платежи.

2

1

1

65-66 Подсчитываем сэкономленные
деньги.

2

1

1

1

0,5

0,5

68

34

34

67-68

Проверь себя.
Итого:

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
1.Учение с увлечением. Функциональная деятельность М. В. Буряк, С.А.Шейкина
Тренажѐр для школьников. 3 класс. ООО «Планета», 2022.
2. Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности» в 3 томах. Т.1 для 14 классов/составители :Н.П. Моторо, Н.В. Новожилова,Москва,2019.
3.Методическое пособие для учителя. 3 класс. ООО «Планета»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».