РП по внеурочной деятельности Смысловое чтение 4 кл.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Архангельской области
Управление образования администрации
Устьянского муниципального округа Архангельской области
МБОУ "Киземская СОШ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРС внеурочной деятельности: смысловое чтение
КЛАСС

4

УЧИТЕЛЬ – Попова Т.С.
СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ УМК: «Грамотный читатель. Обучение
смысловому чтению» Антошина М.К. (Сборник рабочих программ по
внеурочной деятельности начального, основного и среднего общего
образования: учеб.пособие для общеобразоват. организаций. – М.:
Просвещение, 2020)
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ: М.К.Антошин «Грамотный читатель. Обучение
смысловому чтению. 3-4 классы». – М.: Просвещение, 2021

1. Планируемые результаты изучения курса внеурочной
деятельности
Ученик научится:
- владеть техникой (навыком) осознанного и
правильного чтения вслух целыми словами с
учётом индивидуальных возможностей,
элементарно интонировать при чтении,
- уметь переходить от чтения вслух к чтению
про себя; в зависимости от особенностей текста
и намеченных целей использовать различные
виды чтения (изучающее, выборочное).
- воспринимать содержание художественного,
научно-познавательного, учебного текстов,
осмысливать, излагать фактический материал;
- отвечать на вопросы в устной форме,
подтверждать свой ответ примерами из текста;
участвовать в беседе по прочитанному;
- самостоятельно определять тему
произведения;
- определять в произведении хронологическую
последовательность событий,
- находить портретные характеристики героев;
- пересказывать повествовательный текст
(подробно, выборочно),
- под руководством учителя составлять план
повествования (вопросный, номинативный);
- объяснять значение незнакомого слова с
опорой на контекст и с использованием
словарей;
- воспринимать содержание художественного,
научно-познавательного, учебного текстов,
-осмысливать, излагать фактический материал;
отвечать на вопросы в устной форме,
подтверждать свой ответ примерами из текста.

Ученик
получит
возможность
научиться:
- задавать вопросы к фактическому
содержанию произведений;
- определять главную мысль
прочитанного или прослушанного
произведения;
-находить в тексте средства
художественной выразительности
(звукоподражание, сравнение),
понимать их роль в произведении,
использовать выразительные средства
языка в собственном высказывании;
- характеризовать героев
произведения, давать оценку их
поступкам;
- сравнивать героев одного
произведения по заданным критериям.

2. Содержание курса
Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные
линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения).
Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и
письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения.
Аудирование (слушание) — это умение слушать и слышать, то есть адекватно
воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных
текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных
по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения;

выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений,
соответствующих смыслу текста.

Говорение (культура речевого общения) определяет специфические умения
вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием
правил речевого этикета, воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах,
выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании
авторский замысел, передавая основную мысль текст.
Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными
видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических
умений: восприятие изобразительно-выразительных средств языка художественного
произведения, научно-популярного текста; воссоздание картины жизни, представленной
автором; установление причинно-следственных связей в художественном, учебном и
научно-популярном текстах; понимание авторской позиции в произведении; выделение
главной мысли текста. Предусматривает ознакомление ребенка младшего школьного
возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование
библиографических умений.
В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания
чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного
выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской
деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и
нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности
для восприятия детьми, читательских предпочтений младших школьников.
Раздел
«Литературоведческая
пропедевтика»
содержит
круг
литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления
с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах
выразительности языка.
Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных
произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа
литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе
читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми
знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность. Особое внимание
уделяется созданию различных форм интерпретации текста.

3. Тематическое планирование

№
1
2
3

Тема занятия
Стихотворение Г. Ляховицкой «Осеннее чудо». Готовимся к
выразительному чтению стихотворения «Осеннее чудо»
Стихотворение Г. Ладонщикова «Рисунок». Готовимся к выразительному
чтению стихотворения «Рисунок»
Занятие в компьютерном классе

Всего
часов
1
1
1

4-5
6
7
8-11
12
13
14-15
16-17
18
19
20-21
22-24
25-26
27-28
29-30
31-32
33-34

Рассказ Е. Пермяка «Сказка о большом колоколе»
Экскурсия в библиотеку
Готовимся к выразительному чтению отрывка из «Сказки о большом
колоколе»
Рассказ Н. Богданова «Фюнфкиндер»
Готовимся к выразительному чтению отрывка из рассказа
«Фюнфкиндер»
«Воробей-весельчак». Калмыцкая сказка
Научно-познавательный текст «Воробей». Готовимся к выразительному
чтению отрывка из сказки «Воробей-весельчак»
Рассказ Н. Носова «Когда мы смеёмся»
Готовимся к выразительному чтению рассказа «Когда мы смеёмся»
Рассказ Н. Сладкова «Подводные ежи
Научно-познавательный текст «Ёрш». Готовимся к выразительному
чтению рассказа «Подводные ежи»
Стихотворение Тима Собакина «Подводная песня». Научнопознавательные тексты «Акулы» и «Медузы»
Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Подводная песня»
Рассказ А. Саломатова «Его последний день»
Готовимся к выразительному чтению отрывка из рассказа «Его
последний день»
Стихотворение В. Капустиной «Обиженный портфель». Готовимся к
выразительному чтению стихотворения «Обиженный портфель»
Стихотворение Н. Анишиной «Чем пахнет лето». Готовимся к
выразительному чтению стихотворения «Чем пахнет лето»
ВСЕГО

2
1
1
4
1
1
2
2
1
1
2
3
2
2
2
2
2
34

Методическое обеспечение курса.
1. Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению. Аудиоприложение. 3-4 классы
(Антошин М. К.)
2. Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению. Учебное пособие. 3-4 классы
(Антошин М. К.)
3. Вебинар https://www.youtube.com/watch?v=S3spZRB0EK4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».