МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Архангельской области Управление образования администрации Устьянского муниципального округа Архангельской области МБОУ "Киземская СОШ" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ КЛАСС Познаю свой край 4 УЧИТЕЛЬ Попова Т.С. СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ: распоряжения Министерства образования, науки и культуры Архангельской области от 11.06.2010 № 645 «О введении курса краеведения «Морянка» в общеобразовательных учреждениях Архангельской области». Программа по краеведению «Морянка» для учащихся 2-4 классов / Отв. ред. И.Ф. Полякова – Архангельск, 2010 Программы авторов: Полякова Ирина Федоровна, Заслуженный учитель РФ, к.п.н., доцент, кафедра педагогики, филиал САФУ имени М.В. Ломоносова в г. Северодвинске; Большакова Лариса Витальевна, Почётный работник общего образования, учитель высшей категории, МАОУ «СОШ № 2» г. Северодвинска; Подчередниченко Надежда Андреевна, кандидат культурологии, заведующий кафедрой теории и методики предмета АО ИОО ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК: Морянка: Рабочая тетрадь для 3-х классов общеобразовательных учебных заведений/Под ред. И.Ф. Поляковой. – Архангельск, 2020 Морянка. Краеведческий курс: учебно-методическое пособие для учителя; отв. редактор И.Ф. Полякова. – Архангельск: 2012. Архангельская область: Словарь-справочник для младших школьников/Науч. ред. Э. И Николаева. Отв. ред. Е.В. Михайленко.- Архангельск: ГАОУ «Архангельский областной институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», 2011; Планируемые предметные результаты обучающийся научится - читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения; выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы и т.д.; - использовать различные виды чтения: ознакомительное, выборочное, поисковое; - осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении; - пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; - определять основную идею произведений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения; - осмысливать нравственное поведение героя, раскрываемое автором в произведении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; - формулировать вопросы проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему; делить текст на смысловые части, составлять план текста, озаглавливать текст; - передавать содержание прочитанного текста в обучающийся получит возможность научиться - осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам; - приобрести потребность в систематическом чтении и изучении справочной, научнопознавательной, учебной и художественной литературы; самостоятельно анализировать литературные произведения, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в подобной ситуации; - высказывать суждение о прочитанном и подтверждать его примерами из текста. виде полного или выборочного пересказа СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Содержательная линия «Вот она какая, дорогая родина моя» Освоение Арктики. Северный морской путь. Известные исследователи Арктики (В. Я. Чичагов, Г.Я. Седов, В.И. Воронин, А.Н. Чилингаров и др.). История Северного края: Первые поселения. Заволочье. Первый морской порт России. Петр I в Архангельске. Новодвинская крепость. Содержательная линия Родом из Поморской славной стороны» Каменное и деревянное зодчество: Соловецкий монастырь, Малые Карелы. Содержательная линия «Славные поморы» М.В. Ломоносов – великий ученый, человек и гражданин. Вклад Архангельской области в победу в Великой Отечественной войне. Знаменитые земляки: К.П. Гемп, И.К. Вылко, М.Д. Кривополенова и др. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № урок а 1 2 3 4 5 6-7 8-9 10 11 12 13 14 15 16-17 Тема урока Архангельская область – ворота в Арктику В глубь веков Первый морской порт России Петр I в Архангельске Новодвинская крепость Искусство Архангельской области как часть мировой культуры Гений земли русской Северяне – Победе! Дети военной поры Гордость твоя, Поморье! Пинежская сказительница Писатели и поэты Севера Промежуточная аттестация. Тест Проект «Знаменитые люди родного города (села)» Кол-во часов 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 2ч 2ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 2ч