Учетная политика для целей налогового учета (Приложение 11)
Приложение N 1
к Учетной политике
для целей бюджетного учета
утвержденной Приказом от 25.12.2023г. N162
Порядок передачи документов бухгалтерского учета и дел
при смене руководителя, главного бухгалтера
1. Организация передачи документов и дел
1.1. Основанием для передачи документов и дел является прекращение полномочий
руководителя, приказ об освобождении от должности главного бухгалтера.
1.2. При возникновении основания, названного в п. 1.1, издается приказ о передаче документов
и дел. В нем указываются:
а) лицо, передающее документы и дела;
б) лицо, которому передаются документы и дела;
в) дата передачи документов и дел, время начала и предельный срок такой передачи;
г) состав комиссии, создаваемой для передачи документов и дел (далее - комиссия);
д) перечень имущества и обязательств, подлежащих инвентаризации, и состав
инвентаризационной комиссии (если он отличается от состава комиссии, создаваемой для
передачи документов и дел).
1.3. В состав комиссии при смене руководителя включается представитель органа,
осуществляющего функции и полномочия учредителя.
1.4. На время участия в работе комиссии ее члены освобождаются от исполнения своих
непосредственных должностных обязанностей, если иное не указано в приказе о передаче
документов и дел.
2. Порядок передачи документов и дел
2.1. Передача документов и дел начинается с проведения инвентаризации.
2.2. Инвентаризации подлежит все имущество, которое закреплено за лицом, передающим дела
и документы.
2.3. Проведение инвентаризации и оформление ее результатов осуществляются в соответствии с
Порядком проведения инвентаризации, приведенным в действующей Учетной политике.
2.4. Непосредственно при передаче дел и документов осуществляются следующие действия:
а) передающее лицо в присутствии всех членов комиссии демонстрирует принимающему лицу
все передаваемые документы, в том числе:
- учредительные, регистрационные и иные документы;
- документы учетной политики;
- бюджетную и налоговую отчетность;
- документы, подтверждающие регистрацию прав на недвижимое имущество, документы о
регистрации (постановке на учет) транспортных средств;
- акты ревизий и проверок;
- план-график закупок;
- бланки строгой отчетности;
- материалы о недостачах и хищениях, переданные и не переданные в правоохранительные
органы;
- регистры бухгалтерского учета: книги, оборотные ведомости, карточки, журналы операций и
пр.;
- регистры налогового учета;
- договоры с контрагентами;
- акты сверки расчетов с налоговыми органами, контрагентами;
- первичные (сводные) учетные документы;
- книгу покупок, книгу продаж, журналы регистрации счетов-фактур;
- документы по инвентаризации имущества и обязательств, в том числе акты инвентаризации,
инвентаризационные описи, сличительные ведомости;
- иные документы;
б) передающее лицо в присутствии всех членов комиссии демонстрирует принимающему лицу
всю информацию, которая имеется в электронном виде и подлежит передаче (бухгалтерские
базы, пароли и иные средства доступа к необходимым для работы ресурсам и пр.);
в) передающее лицо в присутствии всех членов комиссии передает принимающему лицу все
электронные носители, необходимые для работы, в частности сертификаты электронной
подписи, а также демонстрирует порядок их применения (если это не сделано ранее);
г) передающее лицо в присутствии всех членов комиссии передает принимающему лицу ключи
от сейфов, печати и штампы и т.п.;
д) передающее лицо в присутствии всех членов комиссии доводит до принимающего лица
информацию обо всех проблемах, нерешенных делах, возможных или имеющих место
претензиях контролирующих органов и иных аналогичных вопросах;
2.5. По результатам передачи дел и документов составляется акт по форме, приведенной в
Приложении к настоящему Порядку.
2.6. В акте отражается каждое действие, осуществленное при передаче, а также все документы,
которые были переданы (продемонстрированы) в процессе передачи.
2.7. Акт составляется в двух экземплярах (для передающего и принимающего), подписывается
передающим лицом, принимающим лицом и всеми членами комиссии. Отказ от подписания акта
не допускается.
2
Приложение
к Порядку передачи документов
бухгалтерского учета и дел
МБОУ «Киземская СОШ»
АКТ
приема-передачи документов и дел
п. Кизема
(место подписания акта)
"__" _________ 20____ г.
Мы, нижеподписавшиеся:
_______________________________________________ - сдающий документы и дела,
(должность, Ф.И.О.)
___________________________________________ - принимающий документы и дела,
(должность, Ф.И.О.)
члены комиссии, созданной _________________________________________________
(вид документа - приказ, распоряжение и т.п.)
_______________________________________ от _____________ N ________________
(должность руководителя)
___________________________________________________- председатель комиссии,
(должность, Ф.И.О.)
___________________________________________________________- член комиссии,
(должность, Ф.И.О.)
___________________________________________________________- член комиссии,
(должность, Ф.И.О.)
представитель органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя
_______________________________________, составили настоящий акт о том, что
(должность, Ф.И.О.)
___________________________________________________________________________
(должность, фамилия, инициалы сдающего в творительном падеже)
___________________________________________________________________________
(должность, фамилия, инициалы принимающего в дательном падеже)
переданы:
1. Следующие документы и сведения:
N п/п
Описание переданных документов и сведений
Количество
1
2
3
2. Следующая информация в электронном виде:
N п/п
Описание переданной информации в электронном виде
Количество
1
2
3
3
3. Следующие электронные носители, необходимые для работы:
N п/п
Описание электронных носителей
Количество
1
2
3
4. Ключи от сейфов: ___________________________________________________________.
(точное описание сейфов и мест их расположения)
5. Следующие печати и штампы:
N п/п
Описание печатей и штампов
Количество
1
2
3
Приложения к акту:
1. ___________________________________________________________
2. ___________________________________________________________
3. ___________________________________________________________
Подписи лиц, составивших акт:
Передал:
_______________ ________________________ __________________________
(должность)
(подпись)
(фамилия, инициалы)
Принял:
_______________ ________________________ __________________________
(должность)
(подпись)
(фамилия, инициалы)
Председатель комиссии:
_______________ ________________________ __________________________
(должность)
(подпись)
(фамилия, инициалы)
Члены комиссии:
_______________ ________________________ __________________________
(должность)
(подпись)
(фамилия, инициалы)
_______________ ________________________ __________________________
Представитель органа, осуществляющего
функции и полномочия учредителя:
_______________ ________________________ __________________________
(должность)
(подпись)
(фамилия, инициалы)
Оборот последнего листа
В настоящем акте пронумеровано, прошнуровано и заверено печатью ___ листов.
_______________________________________ _____________ _____________________
(должность председателя комиссии)
(подпись) (фамилия, инициалы)
"___" _______________ 20__ г.
М.П.
4
Приложение N 2
к Учетной политике
для целей бюджетного учета
утвержденной Приказом от 25.12.2023г. N162
ПЛАН СЧЕТОВ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА
Разряд номера
счета
1–4
5–14
15–17
18
19-21
22 - 23
24 - 26
Код
код раздела, код подраздела расходов бюджета:
0701 «Дошкольное образование»,
0702 «Общее образование»,
0703 «Дополнительное образование»,
за исключением счетов, по которым отражаются нули;
для бюджетных, автономных учреждений нули, за исключением отражения
объектов бухгалтерского учета, возникающих при осуществлении деятельности с
целевыми средствами, предоставляемыми в рамках реализации национальных
проектов (программ), комплексного плана модернизации и расширения
магистральной инфраструктуры (региональных проектов в составе национальных
проектов), а также, если иное не предусмотрено требованиями целевого
назначения активов, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета;
Код вида поступлений или выбытий, соответствующий:
аналитической группе подвида доходов бюджетов;
коду вида расходов;
аналитической группе вида источников финансирования дефицитов бюджетов
за исключением счетов, по которым отражаются нули;
Код вида финансового обеспечения (деятельности)
2 – приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);
3 – средства во временном распоряжении;
4 – субсидия на выполнение государственного задания;
5 – субсидии на иные цели;
6 – субсидии на цели осуществления капитальных вложения
код синтетического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета
код аналитического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета
аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета (КОСГУ)
5
Приложение N 3
к Учетной политике
для целей бюджетного учета
утвержденной Приказом от 25.12.2023г. N162
График документооборота
МБОУ «Киземская СОШ»
Наименование
документа
Табель
рабочего
времени
Менютребования на
выдачу
продуктов
питания
Накопительная
по расходу
продуктов
питания
Акты на
списание ОС.,
материалов,
малоценных и
быстроизнаши
вающих
предметов,
ведомости
выдачи
Решение о
проведение
инвентаризаци
и.
Акты о
результатах
проведения
инвентаризаци
и
Акты сверок с
поставщиками
и
подрядчиками
Табель
посещения
детей ДОУ
Вид документа
(электронный,
на бумаге)
На бумаге
Ответственный за
создание документа
(кто представляет)
Документовед
Бухгалтер филиала
Заведующий
хозяйством
Заведующий ДОО
Заведующий
хозяйством
Повар
Срок исполнения
(представления)
Ежемесячно не позднее
3 числа после
отчетного периода
Бухгалтер
На бумаге
Заведующий
хозяйством Повар
Ежемесячно не позднее
3 числа после
отчетного периода
Бухгалтер
На бумаге,
электронно
Комиссия по
выбытию активов
Библиотекарь
Ежемесячно
Последний день месяца
Бухгалтер
На бумаге
Руководитель
Бухгалтер
На бумаге,
электронно
Инвентаризационная
комиссия
За 10 дней до срока,
указанного в
положении об
инвентаризации
В день окончания
инвентаризации
На бумаге,
электронно
Контрагенты
Квартально
Главный
бухгалтер
На бумаге
Воспитатели
детского сада
Ежемесячно
Последний день месяца
Бухгалтер
На бумаге
25 число
Ответственн
ый за
проверку
Бухгалтер
Бухгалтер
6
Табель учета
питания
учащихся
нач.классов и
ОВЗ, СВО
Решения о
командировани
и
Решения о
компенсации
расходов к
месту отдыха и
обратно
Отчеты о
расходах
подотчетного
лица
На бумаге
Учитель
Повар
Ежемесячно
Последний день месяца
Бухгалтер
Электронно
Документовед
Бухгалтер
Электронно
Бухгалтер
1 рабочий день после
утверждения
руководителем
1 рабочий день после
утверждения
руководителем
Электронно
Подотчетное лицо
В течение 3-х рабочих
дней после
командировки.
В течение месяца после
выхода из отпуска
согласно
Постановления
Бухгалтер
Бухгалтер
7
Приложение N 4
к Учетной политике
для целей бюджетного учета,
утвержденной Приказом от 25.12.2023г. N162
ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ
1. Общие положения
1.1. Внутренний контроль направлен:
- на установление соответствия проводимых финансово-хозяйственных операций требованиям
нормативных правовых актов и учетной политики;
- повышение уровня ведения учета, составления отчетности;
- исключение ошибок и нарушений норм законодательства РФ в части ведения учета и
составления отчетности;
- повышение результативности использования финансовых средств и имущества.
1.2. Целями внутреннего контроля являются:
- подтверждение достоверности данных учета и отчетности;
- обеспечение соблюдения законодательства РФ, нормативных правовых актов и иных актов,
регулирующих финансово-хозяйственную деятельность.
1.3. Основными задачами внутреннего контроля являются:
- оперативное выявление, устранение и пресечение нарушений норм законодательства РФ и иных
нормативных правовых актов, регулирующих ведение учета, составление отчетности;
1.4. Объектами внутреннего контроля являются:
- договоры (контракты) на приобретение товаров (работ, услуг);
- первичные учетные документы и регистры учета;
- хозяйственные операции, отраженные в учете;
- отчетность;
- иные объекты по распоряжению руководителя.
2. Организация внутреннего контроля
2.1. Внутренний контроль осуществляется непрерывно руководителями, иными должностными
лицами, организующими, выполняющими, обеспечивающими соблюдение внутренних процедур
по ведению учета, составлению отчетности.
2.2. Внутренний контроль осуществляется в следующих видах:
- предварительный контроль - комплекс процедур и мероприятий, направленных на
предотвращение возможных ошибочных и (или) незаконных действий до совершения
финансово-хозяйственной операции (ряда финансово-хозяйственных операций);
- текущий контроль - комплекс процедур и мероприятий, направленных на предотвращение
ошибочных и (или) незаконных действий в процессе совершения финансово-хозяйственной
операции (ряда финансово-хозяйственных операций);
- последующий контроль - комплекс процедур и мероприятий, направленных на выявление
ошибочных и (или) незаконных действий и недостатков после совершения финансовохозяйственной операции (ряда финансово-хозяйственных операций) и предотвращение,
ликвидацию последствий таких действий.
2.3. Предварительный контроль осуществляют должностные лица
в соответствии с
должностными (функциональными) обязанностями в процессе финансово-хозяйственной
деятельности.
К мероприятиям предварительного контроля относятся:
- проверка документов до совершения хозяйственных операций в соответствии с правилами и
графиком документооборота;
- контроль за принятием обязательств;
- проверка законности и экономической целесообразности проектов заключаемых контрактов
(договоров);
- проверка бюджетной, финансовой, статистической, налоговой и другой отчетности до
8
утверждения или подписания.
2.4. Текущий контроль на постоянной основе осуществляется специалистами, осуществляющими
ведение учета и составление отчетности.
К мероприятиям текущего контроля относятся:
- проверка расходных денежных документов (расчетно-платежных ведомостей, заявок на
кассовый расход, счетов и т.п.) до их оплаты. Фактом прохождения контроля является
разрешение (санкционирование) принять документы к оплате;
- контроль за взысканием дебиторской и погашением кредиторской задолженности;
- сверка данных аналитического учета с данными синтетического учета.
2.5. Последующий контроль осуществляется должностными лицами в соответствии с их
должностными (функциональными) обязанностями в процессе деятельности учреждения,
К мероприятиям последующего контроля относятся:
- проверка первичных документов после совершения финансово-хозяйственных операций на
соблюдение правил и графика документооборота;
- проверка достоверности отражения финансово-хозяйственных операций в учете и отчетности;
- проверка результатов инвентаризации имущества и обязательств;
- проверка участков бухгалтерского учета на предмет соблюдения работниками требований норм
законодательства РФ в области учета в отношении завершенных операций финансовохозяйственной деятельности;.
2.6. В рамках внутреннего контроля проводятся плановые и внеплановые проверки.
Периодичность проведения проверок:
- плановые проверки - в соответствии с утвержденным планом (графиком) проведения проверок
в рамках внутреннего контроля по форме, приведенной в Приложении 1 к настоящему Порядку;
- внеплановые проверки - по распоряжению руководителя (если стало известно о возможных
нарушениях).
2.7. Результаты проведения проверок оформляются в виде отчета о выявленных нарушениях по
результатам внутренней проверки. К нему прилагается перечень мероприятий по устранению
недостатков и нарушений, если они были выявлены, а также рекомендации по предотвращению
возможных ошибок.
2.8. Результаты проведения проверки оформляются актом. В акте проверки должны быть
отражены:
- предмет проверки;
- период проверки;
- дата утверждения акта;
- лица, проводившие проверку;
- методы и приемы, применяемые в процессе проведения проверки;
- соответствие предмета проверки нормам законодательства РФ, действующим на дату
совершения факта хозяйственной жизни;
- выводы, сделанные по результатам проведения проверки;
- принятые меры и осуществленные мероприятия по устранению недостатков и нарушений,
выявленных в ходе последующего контроля, рекомендации по предотвращению возможных
ошибок.
Должностные лица, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме
представляют объяснения по вопросам, относящимся к результатам проведения контроля.
По итогам проверок разрабатывается план мероприятий по устранению выявленных недостатков
и нарушений с указанием сроков исполнения и ответственных лиц. План утверждает
руководитель.
2.9. Итоги фиксируются в журнале учета результатов внутреннего контроля, составленном по
форме, приведенной в Приложении 2 к настоящему Порядку.
Корректность занесенных в журнал данных обеспечивают должностные лица, назначаемые
руководителем.
2.10. Ответственность за организацию внутреннего контроля возлагается на руководителя.
2.11. Адекватность, достаточность и эффективность системы внутреннего контроля оценивает
руководитель. Он же осуществляет наблюдение за корректным проведением связанных с
контролем процедур.
2.12. Данные о выявленных в ходе внутреннего контроля недостатках и (или) нарушениях,
сведения об источниках рисков и предлагаемых (реализованных) мерах по их устранению
9
отражаются:
- в журнале учета результатов внутреннего контроля;
2.13 Отчеты о результатах внутреннего финансового контроля подписываются руководителем
2.14. К отчетности прилагается пояснительная записка, в которой содержатся:
- описание нарушений, причин их возникновения, принятых по их устранению мер. Если на
момент составления отчета не все нарушения были устранены, указываются принимаемые меры
по их устранению. Отражаются сроки и ответственные лица;
- сведения о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушениях (если такие меры были
приняты);
- сведения о количестве должностных лиц, которые осуществляют внутренний контроль;
Приложение 1
к Порядку организации и осуществления внутреннего контроля
График проведения внутренних проверок финансово-хозяйственной деятельности
Мероприятие, проводимое в целях
Периодичность проведения
внутреннего контроля
Проверка наличия актов сверки с
поставщиками и
подрядчиками
Раз в квартал
Инвентаризация нефинансовых активов
Раз в год (в конце отчетного периода) или
при смене МОЛ
Обработка и контроль оформляемых
учреждением документов
Согласно графику документооборота
Проверка поступлений и расходования
учреждением бюджетных средств согласно
лимитов.
В конце 2 и 4 квартала
Сверка МОЛ остатков нефинансовых активов
с данными бухгалтерского учета
Раз в год (в конце отчетного периода)
Ревизия кассы, соблюдение порядка ведения
кассовых операций
Ежеквартально
на последний
день отчетного
квартала
Проверка наличия, выдачи и списания бланков
строгой отчетности
Приложение 2
к Порядку организации и осуществления внутреннего контроля
Журнал учета результатов проверок
N
п/п
Тема
Причина
Должностн Перечень
Сведения о
Предлагаемые
проверки
проведения
ое лицо,
выявленных
причинах
меры по
(с
проверки
ответствен нарушений возникновени устранению
указанием (плановая/вне
ное за
(недостатков я нарушений
нарушений
периода
плановая) проведение
)
(недостатков), (недостатков)
проверки)
проверки
лицах, их
допустивших
Отметка
об
устранен
ии
10
Приложение N 5
к Учетной политике
для целей бюджетного учета,
утвержденной Приказом от 25.12.2023г. N162
ПОЛОЖЕНИЕ О КОМИССИИ ПО ПОСТУПЛЕНИЮ И ВЫБЫТИЮ АКТИВОВ
1. Общие положения
1.1.Комиссию возглавляет председатель, который осуществляет общее руководство
деятельностью комиссии, обеспечивает коллегиальность в обсуждении спорных вопросов,
распределяет обязанности и дает поручения членам комиссии.
1.2. В состав комиссии также входят заместитель председателя и члены Комиссии.
1.3. В случае временного отсутствия председателя Комиссии, его обязанности возлагаются на
заместителя председателя комиссии.
1.4. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости
1.5. Срок рассмотрения комиссией представленных ей документов не должен превышать 3
рабочих дня.
1.6. Для участия в заседаниях комиссии могут приглашаться эксперты, обладающие
специальными знаниями. Они включаются в состав комиссии на добровольной основе.
2. Полномочия комиссии
2.1. Комиссия принимает решения по следующим вопросам:
- определение категории поступающего имущества (основные средства, нематериальные
активы, непроизведенные активы, материальные запасы);
- принятие к учету объектов основных средств, нематериальных, непроизведенных
активов, материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации, а также
выбытие основных средств, нематериальных, непроизведенных активов, материальных запасов,
в том числе в результате принятия решения об их списании;
- определение срока полезного использования объектов основных средств и
нематериальных активов в целях принятия к учету и начисления амортизации ;
- определение о первоначальной стоимости объектов нефинансовых активов при их
приобретении, сооружении, изготовлении (создании) принимается комиссией на основании
контрактов, договоров, актов приемки-сдачи выполненных работ, накладных и других
сопроводительных документов поставщика.
- дает заключение о техническом состоянии объекта , рассматривает документы
прилагаемые к поставке (технические паспорта, гарантийные талоны и др.)
- определяет целесообразность (пригодность) дальнейшего использования имущества, о
возможности и эффективности его восстановления, возможности использования отдельных
узлов, деталей, конструкций и материалов от имущества и их справедливую стоимость;
- определяет справедливую стоимость имущества приобретаемого в результате
необменных операций (при безвозмездном получении активов, а также по неучтенным
объектам, выявленным в ходе проведения инвентаризации, разборки);
- размер ущерба от недостач, хищений, подлежащих возмещению виновными лицами,
определяется как справедливая стоимость имущества на день обнаружения ущерба.
- при безвозмездном пользовании имуществом определяет справедливую стоимость права
пользования;
- осуществляет контроль за нанесением материально-ответственными лицами
инвентарных номеров на объекты основных средств, а также маркировку объектов
материальных запасов;
- определяет Имущество, относящееся к категории особо ценного имущества (ОЦИ).
- поступление нефинансовых активов оформляется следующими первичными учетными
документами:
• актом о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101);
11
•
•
приходным ордером на приемку материальных ценностей (нефинансовых
активов) (ф. 0504207);
актом приемки материалов (материальных ценностей) (ф. 0504220).
3. Принятие решений по выбытию (списанию) активов и задолженности
3.1. В части выбытия (списания) активов и задолженности комиссия принимает решения по
следующим вопросам:
- о выбытии (списании) нефинансовых активов (в том числе объектов движимого имущества
стоимостью до 10 000 руб. включительно, учитываемых на забалансовом счете 21);
3.2. Решение о выбытии имущества принимается, если оно:
- непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или
частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа;
- выбыло из владения, пользования, распоряжения вследствие гибели или уничтожения, в том
числе в результате хищения, недостачи, порчи, выявленных при инвентаризации, а также если
невозможно выяснить его местонахождение;
- передается государственному (муниципальному) учреждению, органу государственной власти,
местного самоуправления, государственному (муниципальному) предприятию;
- в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.
3.3. Решение о списании имущества принимается комиссией после проведения следующих
мероприятий:
- осмотра имущества, подлежащего списанию (при наличии такой возможности), с учетом
данных, содержащихся в учетно-технической и иной документации;
- установления причин списания имущества: физический и (или) моральный износ, нарушение
условий содержания и (или) эксплуатации, авария, стихийное бедствие, длительное
неиспользование имущества, иные причины;
- установления виновных лиц, действия которых привели к необходимости списать имущество
до истечения срока его полезного использования;
- подготовки документов, необходимых для принятия решения о списании имущества.
3.4. выбытие (списание) нефинансовых активов оформляется следующими документами:
- акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101);
- акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104);
- акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143);
- акт о списании материальных запасов (ф. 0504230).
3.5. Оформленный комиссией акт о списании имущества утверждается руководителем.
Реализация мероприятий осуществляется самостоятельно либо с привлечением третьих лиц и
подтверждается комиссией.
Состав постоянно действующей комиссии, утвержденный приказом руководителя.
12
Приложение N 6
к Учетной политике
для целей бюджетного учета,
утвержденной Приказом от 25.12.2023г. N162
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ АКТИВОВ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
1. Организация проведения инвентаризации
1.1. Целями инвентаризации являются выявление фактического наличия имущества,
сопоставление с данными учета и проверка полноты и корректности отражения в учете
обязательств.
1.2. Количество инвентаризаций, дата их проведения, перечень активов и финансовых
обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются приказом по учреждению.
1.3. Для осуществления контроля, обеспечивающего сохранность материальных ценностей и
денежных средств, помимо обязательных случаев (при установлении факта утраты (хищений или
злоупотреблений) или порчи (повреждения) имущества, в случае пожара, аварии, опасного
природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия и ЧС, при смене ответственных
лиц (на день приемки-передачи дел) либо при невозможности присутствия ответственного лица,
передающего имущество, при смене МОЛ, при реорганизации организации, при ликвидации
(упразднении) субъекта учета) проведения инвентаризации в течение отчетного периода может
быть инициировано проведение внеплановой инвентаризации.
1.4. Материально-ответственные лица в состав инвентаризационной комиссии не входят. Их
присутствие при проверке фактического наличия имущества является обязательным.
С материально ответственных лиц члены инвентаризационной комиссии обязаны взять расписки
в том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы сданы для отражения
в учете или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственное хранение,
оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
1.5. Результаты инвентаризации отражаются в инвентаризационных описях (актах).
Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность данных о фактических остатках
имущества, правильность и своевременность оформления материалов.
1.6. Инвентаризационные описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и
материально-ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица делают запись
об отсутствии каких-либо претензий к членам комиссии и принятии перечисленного в описи
имущества на ответственное хранение. Данная запись также подтверждает проведение проверки
имущества в присутствии указанных лиц.
2. Обязанности и права инвентаризационной комиссии и иных лиц при проведении
инвентаризации
2.1. Председатель комиссии обязан:
- быть принципиальным,
- распределять направления проведения инвентаризации между членами комиссии,
- организовывать проведение инвентаризации,
- осуществлять общее руководство членами комиссии в процессе инвентаризации,
- обеспечивать сохранность полученных документов, отчетов и других материалов, проверяемых
в ходе инвентаризации.
2.2. Председатель комиссии имеет право:
- проходить во все помещения, занимаемые объектом инвентаризации, с учетом ограничений,
установленных законодательством;
- давать указания должностным лицам о предоставлении комиссии необходимых для проверки
документов и сведений (информации);
- получать от должностных и материально ответственных лиц письменные объяснения по
вопросам, возникающим в ходе проведения инвентаризации, копии документов, связанных с
осуществлением финансовых, хозяйственных операций объекта инвентаризации;
- привлекать должностных лиц к проведению инвентаризации;
13
- вносить предложения об устранении выявленных в ходе проведения инвентаризации
нарушений и недостатков.
2.3. Члены комиссии обязаны:
- быть принципиальными,
- незамедлительно докладывать председателю комиссии о выявленных в процессе
инвентаризации нарушениях и злоупотреблениях;
- обеспечивать сохранность полученных документов, отчетов и других материалов, проверяемых
в ходе инвентаризации.
2.4. Члены комиссии имеют право:
- проходить во все помещения, занимаемые объектом инвентаризации, с учетом ограничений,
установленных законодательством;
- ходатайствовать перед председателем комиссии о предоставлении им необходимых для
проверки документов и сведений (информации).
2.5.Инвентаризационная комиссия несет ответственность за качественное проведение
инвентаризации в соответствии с законодательством РФ.
3. Имущество и обязательства, подлежащие инвентаризации
3.1. Инвентаризации подлежит все имущество независимо от его местонахождения, а также все
виды обязательств, в том числе:
- имущество и обязательства, учтенные на балансовых счетах;
- имущество, учтенное на забалансовых счетах;
- другое имущество и обязательства в соответствии с распоряжением об инвентаризации.
3.2. Фактически наличествующее имущество, не учтенное по каким-либо причинам, подлежит
принятию к учету.
4. Оформление результатов инвентаризации и регулирование выявленных расхождений
4.1. На основании инвентаризационных описей, по которым выявлено несоответствие
фактического наличия финансовых и нефинансовых активов, иного имущества и обязательств
данным учета, составляются ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф.
0504092). В них фиксируются установленные расхождения с данными учета: недостачи и
излишки по каждому объекту учета в количественном и стоимостном выражении. Ценности, не
принадлежащие на праве оперативного управления, но числящиеся в учете на забалансовых
счетах, вносятся в отдельную ведомость.
4.2. По всем недостачам и излишкам, пересортице инвентаризационная комиссия получает
письменные объяснения материально-ответственных лиц, что должно быть отражено в
инвентаризационных описях. На основании представленных объяснений и материалов проверок
инвентаризационная комиссия определяет причины и характер выявленных отклонений от
данных учета.
4.3. По результатам инвентаризации комиссии составляются документы:
- по отнесению недостач имущества, а также имущества, пришедшего в негодность, на счет
виновных лиц либо по списанию;
- оприходованию излишков.
Состав постоянно действующей комиссии, утвержденный приказом руководителя.
14
Приложение
к Порядку проведения инвентаризации
активов и обязательств
ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
Инвентаризация проводится со следующей периодичностью и в сроки.
№ Наименование объектов
п/п инвентаризации
Сроки проведения
инвентаризации
Период проведения
инвентаризации
1
Нефинансовые активы
- основные средства,
- библиотечные фонды
- материальные запасы
- продукты питания
2
Финансовые активы
(финансовые вложения,
денежные средства на счетах,
дебиторская задолженность)
Ежегодно, в соответствии с
приказом
перед составлением годовой
бухгалтерской отчетности
Год
3
Ревизия кассы, соблюдение
порядка ведения кассовых
операций, БСО
Ежеквартально,
при смене МОЛ
Один раз в квартал
Ежегодно на 1 января
Год
–
При необходимости в
соответствии с
приказом
руководителя или
учредителя
4
Один раз в 3 года
Один раз в 5 лет
Один раз в год
Один раз в квартал
Обязательства (кредиторская
задолженность):
– с подотчетными лицами
– с организациями и
учреждениями
5
По завершению календарного года
Внезапные инвентаризации
всех видов имущества
15
Приложение N 7
к Учетной политике
для целей бюджетного учета,
утвержденной Приказом от 25.12.2023г. N162
ПОРЯДОК ВЫДАЧИ ПОД ОТЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ,
СОСТАВЛЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТОВ ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ
1. Общие положения
1.1. Порядок устанавливает единые правила расчетов с подотчетными лицами.
1.2. Основными нормативными правовыми актами, использованными при разработке настоящего
Порядка, являются:
- Указание N 3210-У;
- Инструкция N 157н;
- Приказ Минфина России N 52н;
-Положение об особенностях направления работников в служебные командировки,
утвержденное Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749.
2. Порядок выдачи денежных средств под отчет
2.1. Денежные средства выдаются (перечисляются) под отчет:
- на административно-хозяйственные нужды;
- покрытие (возмещение) затрат, связанных со служебными командировками;
- на приобретение ТМЦ
2.2. Получать подотчетные суммы на административно-хозяйственные нужды имеют право
следующие работники:
Руководитель
Рогачёва И.С.
Заведующий д/с
Чупрова Г.Д.
Заведующий хозяйством
Рогачева В.Е., Шелободина Ю.А.
Бухгалтер
Рыжкова Н.А., Дмитриева Е.Н., Кампану З.А.
2.3. Сумма денежных средств, выдаваемых под отчет одному лицу на административнохозяйственные нужды, с учетом перерасхода не может превышать 100 000 (сто тысяч) руб.
2.4. Максимальный срок выдачи денежных средств под отчет на административнохозяйственные нужды составляет 1 месяца.
2.5. Подотчетные суммы на осуществление командировочных расходов выдаются работникам,
состоящим в трудовых отношениях, при направлении в служебную командировку в соответствии
с распорядительным актом руководителя.
2.6. Авансы на расходы, связанные со служебными командировками, перечисляются на
банковские карты сотрудников.
2.7. Для получения денежных средств под отчет работник оформляет письменное заявление с
указанием суммы аванса, его назначения, размера аванса. Форма заявления приведена в
Приложении к настоящему Порядку.
2.8. Руководитель рассматривает заявление и в случае одобрения ставит подпись и дату.
2.9. Перечисление денежных средств под отчет производится при условии, что за подотчетным
лицом нет задолженности по денежным средствам, по которым наступил срок представления
авансового отчета (ф. 0504505) / отчет о расходах подотчетного лица (ф.0504520).
2.10. Передача перечисленных под отчет денежных средств одним лицом другому запрещается.
2.11. В исключительных случаях, когда работник с разрешения руководителя произвел оплату
расходов за счет собственных средств, производится возмещение таких расходов. Основанием
16
для этого является авансовый отчет работника об израсходованных средствах, утвержденный
руководителем, с приложением подтверждающих документов.
3. Порядок представления отчетности подотчетными лицами
3.1. По израсходованным суммам подотчетное лицо представляет авансовый отчет / отчет о
расходах подотчетного лица с приложением документов, подтверждающих произведенные
расходы. Документы, приложенные к авансовому отчету/ отчет о расходах подотчетного лица,
нумеруются подотчетным лицом в порядке их записи в отчете.
3.2. Авансовый отчет (ф. 0504505) / отчет о расходах подотчетного лица (ф.0504520) по расходам
на административно-хозяйственные нужды представляется подотчетным лицом не позднее трех
рабочих дней со дня истечения срока, на который были выданы денежные средства.
3.3. Авансовый отчет (ф. 0504505) / отчет о расходах подотчетного лица (ф.0504520) по
командировочным расходам представляется работником не позднее трех рабочих дней со дня
возвращения из командировки.
3.4. Должностные лица, ответственные за оформление соответствующих фактов хозяйственной
жизни, проверяют правильность оформления авансового отчета (ф. 0504505) / отчет о расходах
подотчетного лица (ф.0504520), наличие документов, подтверждающих произведенные расходы,
обоснованность расходования средств.
3.5. Все прилагаемые к авансовому отчету документы должны быть оформлены в соответствии с
требованиями законодательства РФ: с заполнением необходимых граф, указанием реквизитов,
наличием подписей и т.д.
3.6. Проверенный авансовый отчет (ф. 0504505) / отчет о расходах подотчетного лица (ф.0504520)
утверждает руководитель. После этого отчет принимается к учету.
3.7. Проверка и утверждение авансового отчета осуществляются в течение трех рабочих дней со
дня его представления подотчетным лицом.
3.8. Суммы превышения принятых к учету расходов подотчетного лица над ранее выданным
авансом (сумма утвержденного перерасхода) перечисляются на банковские карты сотрудников.
3.9. Остаток неиспользованного аванса вносится подотчетным лицом не позднее дня,
следующего за днем утверждения руководителем авансового отчета (ф. 0504505) / отчет о
расходах подотчетного лица (ф.0504520).
3.10. Если работник в установленный срок не представил авансовый отчет (ф. 0504505) / отчет о
расходах подотчетного лица (ф.0504520) или не возвратил остаток неиспользованного аванса,
работодатель имеет право удержать из заработной платы работника сумму задолженности по
выданному авансу с соблюдением требований, установленных ст. 137 и 138 ТК РФ.
3.11. При увольнении работника, имеющего задолженность по подотчетным суммам, остаток
этой задолженности удерживается из причитающихся при увольнении работнику выплат.
Приложение
к Порядку выдачи под отчет денежных средств
___________________________________________
(должность, фамилия, инициалы руководителя)
от ___________________________________________
(должность, фамилия, инициалы работника)
Заявление о выдаче денежных средств под отчет
Прошу выдать мне под отчет денежные средства в размере ________________________ руб.
на ______________________________________________________________________________
(указать назначение аванса)
Деньги прошу перечислить на банковскую карту.
"___" ___________ 20__ г.
______________________________
17
(подпись работника)
Приложение N 8
к Учетной политике
для целей бюджетного учета,
утвержденной Приказом от 25.12.2023г. N162
Порядок формирования и использования резервов предстоящих расходов
1. Общие положения
1.1. В учете формируются следующие резервы:
- резерв для оплаты отпусков за фактически отработанное время и компенсаций за
неиспользованный отпуск, включая платежи на обязательное социальное страхование;
1.2. Для отражения резервов использовать счет 0 401 60 000
2. Резерв для оплаты отпусков
2.1. В число неиспользованных дней отпуска включаются только те дни, право на которые
работники уже заработали, но не использовали на конец расчетного периода.
2.2. Для определения размера обязательства формируются сведения о неиспользованных днях
отпуска по каждому работнику по форме, приведенной в Приложении к настоящему Порядку.
2.3. Резерв для оплаты отпусков состоит из определяемых отдельно обязательств:
- на оплату отпусков работникам;
- на уплату страховых взносов.
2.4. Расчет оценки обязательства на оплату отпусков производится по каждому работнику
2.5. Сумма резерва для оплаты отпусков по состоянию на конец расчетного периода определяется
как сумма величины обязательства на оплату отпусков и обязательства на уплату страховых
взносов.
Формула, для расчета резервов по каждому сотруднику:
РО = (К1 × ЗП1+ К2 × ЗП2 + …… + Кn × ЗПn),
где: РО — резерв отпусков;
К — остаток не использованных сотрудником дней отдыха;
ЗП — его среднедневной заработок.
/ отчет о расходах подотчетного лица (ф.0504520)
Приложение
к Порядку формирования и использования
резервов предстоящих расходов
Сведения о количестве неиспользованных дней отпуска
по состоянию на "__" ________ 20__ г.
N
п/п
Должность работника Ф.И.О.
Количество неиспользованных дней отпуска за
фактически отработанное время
Исполнитель _______________ ________________________
(должность)
(подпись)
______________________
(расшифровка)
"__" ________ 20__ г.
18
Приложение N 9
к Учетной политике
для целей бюджетного учета,
утвержденной Приказом от 25.12.2023г. N162
Учреждение МБОУ "Киземская СОШ"
Месяц начисления
месяц 20__ год
Расчетный листок за месяц 20__г
Учреждение: МБОУ "Лойгинская СОШ"
Фамилия Имя Отчество
Должность
К выплате: 0.00
Вид
Период
Отработано
Дни
Часы
Оплачено
Дни
Сумма
Вид
Период
Сумма
Часы
Начислено
Удержано
НДФЛ
0.00
Всего начислено
0.00
0.00
0.00
0.00
0.00
0.00
Выплачено
Аванс
Долг за предприятием на начало месяца
0.00
Долг за предприятием на конец месяца
0.00
0.00
0.00
Оклад по часам
Компенсационные выплаты
Стимулирующие выплаты
Районный коэффициент
Северная надбавка
19
Приложение N 10
к Учетной политике
для целей бюджетного учета,
утвержденной Приказом от 25.12.2023г. N162
Порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской
(финансовой) отчетности событий после отчетной даты
В данные бухгалтерского учета за отчетный период включается информация о
событиях после отчетной даты – существенных фактах хозяйственной жизни, которые
произошли в период между отчетной датой и датой подписания или принятия бухгалтерской
(финансовой) отчетности и оказали или могут оказать существенное влияние на финансовое
состояние, движение денег или результаты деятельности учреждения (далее – События).
Факт хозяйственной жизни признается существенным, если без знания о нем
пользователи отчетности не могут достоверно оценить финансовое состояние, движение
денежных средств или результаты деятельности учреждения. Оценивает существенность
влияний и квалифицирует событие, как событие после отчетной даты главный бухгалтер на
основе своего профессионального суждения.
Событиями после отчетной даты признаются:
События, которые подтверждают существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия
учреждения. Учреждение применяет перечень таких событий, приведенный в пункте 7 СГС
«События после отчетной даты».
События, которые указывают на условия хозяйственной деятельности, факты
хозяйственной жизни или обстоятельства, возникшие после отчетной даты.
Учреждение применяет перечень таких событий, приведенный в пункте 7 СГС «События после
отчетной даты».
Событие отражается в учете и отчетности в следующем порядке:
Событие, которое подтверждает хозяйственные условия, существовавшие на отчетную дату,
отражается в учете отчетного периода. При этом делается:
дополнительная бухгалтерская запись, которая отражает это событие,
• либо запись способом «красное сторно» и (или) дополнительная бухгалтерская
запись на сумму, отраженную в бухгалтерском учете.
•
События отражаются в регистрах бухгалтерского учета в последний день отчетного
периода до заключительных операций по закрытию счетов. Данные бухгалтерского учета
отражаются в соответствующих формах отчетности с учетом событий после отчетной даты.
20
Приложение N 11
к Учетной политике
для целей бюджетного учета,
утвержденной Приказом от 25.12.2023г. N162
Учетная политика для целей налогового учета
I. Организационная часть
1. Ответственным за постановку и ведение налогового учета в учреждении является главный
бухгалтер учреждения. Ведение налогового учета в учреждении осуществляет бухгалтерия
учреждения.
2. Учреждение применяет общую систему налогообложения.
3. Регистры налогового учета ведутся на основе данных бухгалтерского учета. В качестве
регистров налогового учета используются регистры бухгалтерского учета и регистры налогового
учета.
4. Налоговые регистры на бумажных носителях формируются учреждением ежеквартально.
5. Ответственность за ведение налоговых регистров возлагается на главного бухгалтера.
6. Учреждением используется электронный способ представления налоговой отчетности в
налоговые органы по телекоммуникационным каналам связи.
•
•
•
•
•
•
•
II. Методическая часть
Налог на прибыль организаций.
Налог на добавленную стоимость (НДС).
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ).
Страховые взносы.
Земельный налог.
Транспортый налог
Налог на имущество организаций.
1. Налог на прибыль организаций
В целях исчисления налога на прибыль применяется кассовый метод определения доходов и
расходов, предусмотренный статьями ст. 273 НК РФ.
Налоговым периодом налога на прибыль признается календарный год, отчетным периодом – 1
квартал, полугодие и 9 месяцев.
Учёт выпуска продукции (работ, услуг) вести по факту их окончания, учёт фактических
расходов вести отдельно по каждому источнику финансирования.
К прямым расходам, связанным с производством и реализацией, относятся:
- материальные расходы, определяемые в соответствии со статьями 254 НК РФ,
- расходы на оплату труда работников, участвующих в процессе производства,
- начисленные на эту сумму страховые взносы,
- суммы начисленной амортизации по ОС, используемые при производстве товаров (работ), услуг,
- стоимость работ и услуг подрядчиков,
- стоимость расходов на ремонт ОС и пр.
Для оформления материальных расходов использовать следующие документы: договор, акт
выполненных работ, счет-фактуру, акт ввода в эксплуатацию основных средств, акт списания
материалов и другие унифицированные документы.
21
2. Налог на добавленную стоимость (НДС)
Для целей налогообложения НДС считать моментом определения налоговой базы по НДС
день начисления доходов. Использовать право на освобождение от исполнения обязанностей
налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, полученное в порядке,
установленном ст. 145 НК РФ.
3. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Учет доходов, начисленных физическим лицам, предоставленных им налоговых вычетов, а
также сумм удержанного с них налога на доходы физических лиц ведется в налоговом регистре.
Налоговые вычеты физическим лицам, в отношении которых учреждение выступает
налоговым агентом, предоставляются на основании их письменных заявлений.
4. Страховые взносы
Учет сумм начисленных выплат работникам, а также сумм страховых взносов осуществляется
в соответствии с гл. 34 НК РФ и Федеральным законом №125-ФЗ.
Учет страховых взносов ведется автоматизированным способом с применением
специализированной бухгалтерской программы 1С Бухглтерия
5. Земельный налог
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых
объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Ответственным за получение выписок из ЕГРН о кадастровой стоимости земельного участка,
признаваемого объектом налогообложения, по состоянию на 1 января каждого года является
главный бухгалтер.
Налоговая ставка применяется в соответствии с местным законодательством согласно статье
394 Налогового кодекса РФ.
6.Транспортный налог
Налогооблагаемая база формируется исходя из наличия всех транспортных средств,
зарегистрированных за учреждением.
Для целей настоящего пункта в налогооблагаемую базу включаются транспортные средства,
находящиеся на ремонте и подлежащие списанию, до момента снятия транспортного средства с
учета или исключения из госреестра в соответствии с законодательством России.
7. Налог на имущество организаций
Налоговая база определяется исходя из остаточной стоимости имущества, признаваемого
объектом налогообложения.
Налогообложение производится по ставке 2,2%.
22
ПОЛОЖЕНИЕ
о кассовых операциях
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о кассовых операциях разработано в соответствии с Указанием Банка
России от 11 марта 2014 г. № 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими
лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными
предпринимателями и субъектами малого предпринимательства".
1.2. Кассовые операции ведутся в Учреждении бухгалтером, с которым заключается договор о
полной материальной ответственности в письменном виде по форме, утвержденной
Постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85 "Об утверждении перечней должностей и
работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать
письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной
ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности".
1.3. Оформление кассовых документов в учреждении осуществляется с применением
программного обеспечения "1С: Бухгалтерия".
2. Лимит кассы
2.1. Лимитом кассы называется максимально допустимая сумма наличных денег, которая может
храниться в кассе Учреждения, после выведения в кассовой книге суммы остатка наличных денег
на конец рабочего дня.
2.2. Размер лимита кассы устанавливается ежегодно приказом руководителя Учреждения.
2.3. Лимит кассы рассчитывается по формуле l=V /P×№c, где:
l - рассчитываемый лимит кассы (в рублях);
V - объем поступлений наличных денег за оказанные услуги за последний квартал;
предшествующий году, на который устанавливается лимит кассы (в рублях);
P - количество рабочих дней за последний квартал, предшествующий году, на который
устанавливается лимит кассы;
№c
- период времени между днями сдачи наличных денег на лицевой счет, равный трем
рабочим дням.
2.4. Образовавшийся в кассе остаток денежных средств, превышающий лимит, Учреждение
обязано сдавать на лицевой счет. Накопление в кассе наличных денег сверх установленного
лимита не допускается, за исключением: - дней выплат заработной платы, стипендий и иных
выплат социального характера, включая день получения наличных денег со счетов на указанные
выплаты;
- выходных, нерабочих праздничных дней, если учреждением в эти дни ведутся кассовые
операции.
3. Порядок оформления кассовых документов
3.1. Кассовые операции оформляются приходными кассовыми ордерами (ф. 0310001) (далее ПКО) и расходными кассовыми ордерами (ф. 0310002) (далее - РКО).
3.2. ПКО и РКО составляются бухгалтером. В кассовых документах указывается основание для
их оформления и перечисляются прилагаемые подтверждающие документы.
Внесение исправлений в кассовые документы не допускается.
3.3. ПКО подписывается главным бухгалтером, а РКО- руководителем и главным бухгалтером
Учреждения.
3.4. В подтверждение проведенной операции кассир проставляет на кассовых документах штамп
с реквизитом "Получено", "Оплачено".
3.5. ПКО и РКО, оформленные с применением технических средств, распечатываются на
бумажном носителе.
3.6. Все записи по каждому ПКО и РКО заносятся в кассовую книгу (ф. 0504514). В Учреждение
может быть заведена только одна кассовая книга.
Кассир сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге, с данными ПКО и РКО, выводит в
книге сумму остатка наличных денег на конец рабочего дня и проставляет подпись. Главный
23
бухгалтер также сверяет записи в кассовой книге с данными ПКО и РКО и подписывает кассовую
книгу.
3.7. Если в течение рабочего дня кассовые операции не проводились и записи в кассовую книгу
не вносились, остатком наличных денег на конец рабочего дня считается сумма остатка
наличных денег, выведенная в последний из предшествующих рабочий день, в течение которого
проводились кассовые операции.
3.8. Лист кассовой книги, оформляемой с применением технических средств, распечатывается на
бумажном носителе в конце рабочего дня в двух экземплярах. Нумерация листов кассовой книги
осуществляется автоматически в хронологической последовательности с начала календарного
года.
Распечатанные на бумажном носителе листы кассовой книги подбираются в хронологической
последовательности, брошюруются в конце календарного года.
Заверительная надпись о количестве листов кассовой книги подписывается руководителем и
главным бухгалтером и скрепляется оттиском печати.
3.9. Контроль за ведением кассовой книги осуществляет главный бухгалтер.
4. Порядок приема наличных денег
4.1. Прием наличных денег проводится по ПКО. При получении ПКО бухгалтер проверяет
наличие подписи главного бухгалтера и ее соответствие имеющемуся образцу, проверяет
соответствие суммы наличных денег, проставленной цифрами, сумме наличных денег,
проставленной прописью, наличие подтверждающих документов, перечисленных в ПКО.
Наличные деньги принимаются полистным, поштучным пересчетом.
4.2. После приема денег сумма, указанная в ПКО, сверяется с суммой фактически принятых
наличных денег. При соответствии таких сумм бухгалтер подписывает ПКО и квитанцию к нему,
проставляет на ней оттиск штампа "Получено". Вносителю в подтверждение приема наличных
денег выдается квитанция к ПКО.
При несоответствии вносимой суммы денег сумме, указанной в ПКО, бухгалтер предлагает
вносителю довнести недостающую сумму или возвращает излишне вносимую сумму наличных
денег. В случае отказа внести недостающую сумму наличных денег бухгалтер возвращает ему
вносимую сумму денег полностью. В такой ситуации ПКО перечеркивается и передается
главному бухгалтеру для оформления ПКО на фактически вносимую сумму наличных денег.
4.3. По ПКО также проводится прием остатка наличных денег, полученных под отчет.
5. Порядок выдачи наличных денег
5.1. Выдача наличных денег осуществляется по РКО, расчетно-платежным ведомостям (ф.
0504401), платежным ведомостям (ф. 0504403). Бухгалтер выдает наличные деньги
непосредственно получателю, указанному в РКО (расчетно-платежной ведомости, платежной
ведомости), при предъявлении документа, удостоверяющего личность, либо при предъявлении
получателем доверенности и документа, удостоверяющего личность.
Перед выдачей денежных средств бухгалтер проверяет в кассовых документах:
- наличие подписей руководителя, главного бухгалтера и их соответствие имеющимся
образцам;
- соответствие сумм наличных денег, проставленных цифрами, суммам, проставленным
прописью;
- наличие подтверждающих документов, перечисленных в РКО, и соответствие фамилии,
имени, отчества (при наличии) получателя наличных денег, указанных в РКО, данным
предъявляемого получателем документа, удостоверяющего его личность;
- соответствие фамилии, имени, отчества (при наличии) получателя наличных денег,
указанных в РКО, фамилии, имени, отчеству (при наличии) доверителя, указанным в
доверенности;
- соответствие указанных в доверенности и РКО фамилии, имени, отчества (при наличии)
доверенного лица и данных документа, удостоверяющего его личность, данным
предъявленного доверенным лицом документа.
При соответствии всех требований, после выдачи денежных средств на кассовых документах
проставляется оттиск штампа "Оплачено".
24
5.2
В случае осуществления выплат по доверенности в расчетно-платежной ведомости
(платежной ведомости) перед подписью лица, которому доверено получение наличных денег,
бухгалтер-кассир делает надпись "по доверенности" и прилагает эту доверенность к платежным
документам. Если одна доверенность выдана на несколько выплат (на получение денег в разных
учреждениях), она подлежит копированию (копия заверяется руководителем Учреждения).
5.3
При выдаче наличных денег по РКО бухгалтером подготавливается сумма наличных
денег, подлежащая выдаче, а РКО передается получателю денег, который подписывает его.
5.4.Привыдаче наличных денег по расчетно-платежной ведомости(платежной ведомости)
бухгалтер подготавливает подлежащую выдаче сумму наличных денег и передает
соответствующую ведомость работнику для подписания.
5.5 Выдача наличных денег по выплатам заработной платы, стипендий и другим выплатам
осуществляется в течение трех рабочих дней (включая день получения наличных денег с
лицевого счета на указанные выплаты). В последний день выдачи денег, предназначенных на
указанные выплаты, бухгалтер-кассир в соответствующих ведомостях проставляет оттиск
штампа или делает надпись "Депонировано" напротив фамилий работников, которым не
проведена выдача наличных денег. Далее им подсчитываются и записываются в итоговой строке
сумма фактически выданных наличных денег и сумма, подлежащая депонированию и сдаче на
лицевой счет, а также им оформляется реестр депонированных сумм (ф. 0504047).
Нумерация таких реестров осуществляется в хронологической последовательности с начала
календарного года. Оформив реестр депонированных сумм, бухгалтер заверяет своей подписью
расчетно-платежную ведомость (платежную ведомость) и передает их главному бухгалтеру для
сверки соответствия записей и подписания.
5.6.На фактически выданные суммы наличных денег по расчетно-платежной ведомости
(платежной ведомости) оформляется РКО, номер и дату которого бухгалтер-кассир проставляет
на первой странице таких ведомостей.
5.7.При каждой выдаче денежных средств бухгалтер обязан пересчитать подготовленную к
выдаче сумму таким образом, чтобы получатель наличных денег мог наблюдать за его
действиями, и выдать получателю наличные деньги полистным, поштучным пересчетом в сумме,
указанной в кассовом документе. Он вправе не принимать от получателя наличных денег
претензии по сумме наличных денег, если получатель не пересчитал под наблюдением кассира
полученные им наличные деньги.
Подписание кассовых документов осуществляется бухгалтером-кассиром после выдачи
наличных денег.
6. Порядок проведения ревизии кассы
6.1. При смене бухгалтера-кассира на основании приказа руководителя в Учреждении
проводится внезапная ревизия кассы с полным полистным пересчетом денежной наличности и
проверкой других ценностей, находящихся в кассе. Остаток наличных денег в кассе сверяется с
данными учета по кассовой книге.
В рамках ревизии кассы также проводится проверка правильности работы программных
средств по обработке кассовых документов.
Ревизия кассы проводится ревизором, выполняющим обязанности по внутреннему
финансовому контролю в Учреждении, или комиссией, назначаемой приказом руководителя.
6.2. По результатам ревизии оформляется акт, содержащий: предмет проверки; фамилию и
инициалы проверяемого материально ответственного лица; фактическое наличие денежных
средств, находящихся в кассе на момент проверки; количество денежных средств по учетным
данным; результаты ревизии (излишки, недостачи при их обнаружении); объяснение причин
возникновения излишков (недостач) денежных средств (если таковые имеются); подписи
проверяемого материального ответственного лица и ревизора (членов комиссии); решение
руководителя Учреждения, принятого по результатам проверки.
6.3. При проведении внутренней ревизии кассы ответственность за соблюдение порядка ведения
кассовых операций возлагается на бухгалтера-кассира. При проведении внешней ревизии кассы,
помимо данного материально-ответственного лица, ответственность за нарушение кассовой
дисциплины несут руководитель и главный бухгалтер Учреждения.
6.4Лица, виновные в неоднократном нарушении кассовой дисциплины, привлекаются к
ответственности в соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ.
25
7. Хранение наличных денег
7.1. Руководитель Учреждения обязан создать необходимые условия, обеспечивающие
сохранность денежных средств при их хранении и транспортировке.
7.2 Все наличные деньги и денежные документы хранятся в кабинете бухгалтерии в несгораемом
металлическом шкафу (сейфе), который по окончании рабочего дня закрывается ключом. Ключи
от данного шкафа и печати хранятся у бухгалтера-кассира, которому запрещается оставлять их в
условленных местах.
26
ПОЛОЖЕНИЕ
о служебных командировках
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации служебных командировок
сотрудников.
Положение распространяется на представителей руководства, иных административных
сотрудников, сотрудников вспомогательных и функциональных структурных подразделений, а
также на всех иных сотрудников, состоящих с учреждением в трудовых отношениях.
1.2. Служебной командировкой сотрудника является поездка сотрудника по распоряжению
директора или руководителя структурного подразделения (иного уполномоченного
должностного лица) на определенный срок вне места постоянной работы для выполнения
служебного поручения либо участия в мероприятиях, соответствующих ставным целям и задачам
учреждения.
1.3. Основными задачами служебных командировок являются:
•
решение конкретных задач производственно-хозяйственной, финансовой и
иной деятельности учреждения;
•
оказание организационно-методической и практической помощи в
организации образовательного процесса;
•
проведение конференций, совещаний, семинаров и иных мероприятий,
непосредственное участие в них;
•
изучение, обобщение и распространение опыта, новых форм и методов работы;
1.4. Не являются служебными командировками:
•
служебные поездки сотрудников, должностные обязанности которых
предполагают разъездной характер работы, если иное не предусмотрено локальными или
нормативными правовыми актами;
•
поездки в местность, откуда сотрудник по условиям транспортного сообщения
и характеру работы имеет возможность ежедневно возвращаться к местожительству.
Вопрос о целесообразности и необходимости ежедневного возвращения сотрудника из
места служебной командировки к местожительству, в каждом конкретном случае
определяет руководитель структурного подразделения, осуществивший командирование
сотрудника.
1.5. Запрещается направление в служебные командировки:
• беременных женщин;
• исполнителей по гражданско-правовым договорам;
• сотрудников в период действия ученического договора.
1.6. Направление в служебные командировки женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет,
допускается только с их письменного согласия при условии, что это не запрещено им
в соответствии с медицинским заключением. При этом женщины, имеющие детей в возрасте до
трех лет, должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться
от направления в служебную командировку.
1.7. В служебные командировки только с письменного согласия допускается направлять:
• матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до 14 лет;
• сотрудников, имеющих детей-инвалидов;
• сотрудников, осуществляющих уход за больными членами их семей в соответствии с
медицинским заключением.
Такие сотрудники должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться
от направления в служебную командировку.
1.8. Не допускается направление в командировку и выдача аванса сотрудникам, не отчитавшимся
об израсходованных средствах в предыдущей командировке.
2. Срок и режим командировки
27
2.1. Срок командировки сотрудника определяет руководитель с учетом объема, сложности и
других особенностей служебного поручения.
2.2. Фактический срок пребывания сотрудника в месте командирования определяется по
проездным документам, представляемым работником по возвращении из служебной
командировки. В случае проезда работника к месту командирования или обратно к месту работы
на личном транспорте фактический срок пребывания в месте командирования указывается в
служебной записке.
Служебную записку работник по возвращении из командировки представляет работодателю
одновременно с оправдательными документами, подтверждающими использование личного
транспорта (путевой лист, счета, квитанции, кассовые чеки и т. д.).
Днем выезда сотрудника в командировку считается день отправления поезда, самолета,
автобуса или другого транспортного средства из наименование населенного пункта (или
местонахождения обособленного подразделения), а днем прибытия из командировки – день
прибытия транспортного средства в наименование населенного пункта (или местонахождение
обособленного подразделения). При отправлении транспортного средства до 24 часов
включительно днем выбытия в командировку считаются текущие сутки, а с 00 часов и позже –
следующие сутки.
В случае если станция, пристань или аэропорт находятся за чертой населенного пункта,
учитывается время, необходимое для проезда до станции, пристани или аэропорта. Аналогично
определяется день приезда работника в место постоянной работы.
День выезда в служебную командировку (день приезда из служебной командировки)
определяется по региональному времени отправления (прибытия) транспортного средства в
соответствии с расписанием движения. В случае отправления (прибытия) транспортного
средства во время, отличное от расписания, фактическое время отправления (прибытия)
подтверждается соответствующими справками или заверенными отметками на проездных
билетах.
2.3. На сотрудника, находящегося в командировке, распространяется режим рабочего времени, и
правила распорядка организации, куда он командирован. Вместо дней отдыха, не
использованных за время командировки, другие дни отдыха после возвращения из командировки
не предоставляются. Исключение составляют случаи, когда мероприятия, на которые сотрудник
командирован, проходили в выходные дни либо иные дни отдыха, установленные в соответствии
с законодательством и Правилами трудового распорядка.
В случаях, когда сотрудник специально командирован для работы в выходные или
праздничные и нерабочие дни, компенсация за работу в эти дни выплачивается в соответствии с
действующим законодательством. Если сотрудник отбывает в командировку либо прибывает из
командировки в выходной день, ему после возвращения из командировки предоставляется
другой день отдыха.
2.4. В случае невозможности возвращения сотрудника из командировки в установленные сроки
вследствие непреодолимой силы или иных не зависящих от него обстоятельств командировка
может быть продлена.
За время задержки в пути без уважительных причин сотруднику не выплачивается зарплата,
не возмещаются суточные расходы, расходы на наем жилого помещения и другие расходы.
2.5. В случае наступления в период командировки временной нетрудоспособности сотрудник
обязан незамедлительно уведомить об этом работодателя.
2.6. Явка сотрудника на работу в день выезда в командировку или в день приезда из
командировки решается по договоренности с директором учреждения.
3. Порядок оформления служебных командировок
3.1. Контроль за эффективностью использования командировочных расходов возлагается на
бухгалтерию.
3.2. Основанием для командирования сотрудников считается служебное задание (ф. Т-10а)
руководителя структурного подразделения (уполномоченного должностного лица) сотруднику.
3.3. На основании служебного задания кадровая служба готовит приказ (ф. Т-9) о направлении
сотрудника в командировку или приказ (распоряжение) о направлении сотрудников в
командировку (ф. Т-9а).
28
Командировочные документы, служебное задание подписываются директором.
Кадровая служба знакомит командируемого сотрудника с приказом и выдает ему служебное
задание.
Однодневная командировка оформляется приказом директора.
4. Выдача денежных средств на командировочные расходы
4.1.Выдача командируемым сотрудникам денежных средств на командировочные расходы
осуществляется на основании заявления сотрудника, командировочных расходов и копий
служебного задания и приказа о направлении сотрудника в командировку.
4.2. При командировках по России аванс выдается в рублях.
4.3. Выдача денежных средств на командировочные расходы производится путем перечисления
денежных средств на банковскую карточку сотрудника.
4.4.Проездные документы приобретаются командированным сотрудником самостоятельно.
5. Гарантии и компенсации при направлении сотрудников в служебные командировки
5.1. За командированным сотрудником сохраняется место работы (должность) и средний
заработок за время командировки, в том числе и за время пребывания в пути.
Средний заработок за время пребывания сотрудника в командировке сохраняется на все
рабочие дни недели по графику, установленному по месту постоянной работы.
5.2. Командированному сотруднику учреждение обязано возместить:
•
расходы на проезд;
•
расходы по найму жилого помещения;
•
дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного
местожительства (суточные);
•
другие расходы, произведенные с разрешения или ведома руководителя.
5.3. Расходы на проезд учреждение возмещает сотруднику:
•
до места командировки и обратно;
•
из одного населенного пункта в другой (если сотрудник командирован в
несколько организаций, расположенных в разных населенных пунктах).
В состав этих расходов входят:
•
стоимость проездного билета на транспорт общего пользования (самолет,
поезд и т. д.);
•
стоимость услуг по оформлению проездных билетов;
•
расходы на оплату постельных принадлежностей в поездах;
•
стоимость проезда до места (вокзал, пристань, аэропорт) отправления в
командировку (от места возвращения из командировки), если оно расположено вне
населенного пункта, где сотрудник работает.
Расходы на приобретение проездного документа на все виды транспорта при следовании к
месту командирования и обратно к месту постоянной работы возмещаются в соответствии с
представленными документами.
5.4. Если до места командировки можно добраться разными видами транспорта, руководство
учреждения вправе по своему выбору оплатить сотруднику один из них.
5.5. Расходы на приобретение проездного документа на все виды транспорта при следовании к
месту командирования и обратно к месту постоянной работы возмещаются в соответствии с
представленными документами.
5.6. При командировках по России размер суточных составляет: в течение первых трех дней,
начиная с первого дня командировки по 200 рублей за каждый день нахождения в командировке,
далее с четвертого дня нахождения в командировке по 100 рублей.
В случае болезни сотрудника во время нахождения в командировке ему на общих основаниях
выплачиваются суточные в течение всего времени, пока он не имеет возможности по состоянию
здоровья приступить к выполнению возложенного на него служебного поручения или вернуться
к постоянному месту работы, но не свыше двух месяцев.
Выплата суточных производится также, если заболевший находился на лечении в
стационарном лечебном учреждении, на основании приказа о продлении срока командировки в
установленном порядке.
29
5.7. При командировках по России расходы на наем жилья во время командировки (при наличии
подтверждающих документов) по фактическим затратам, а так же на оплату брони и (или) найма
жилого помещения, но не выше стоимости стандартного одноместного номера.
5.8. Расходы, связанные с командировкой, но не подтвержденные соответствующими
документами, сотруднику не возмещаются или возмещаются в минимальном размере. Расходы в
связи с возвращением командированным сотрудником билета на поезд, самолет или другое
транспортное средство могут быть возмещены с разрешения руководителя только по
уважительным причинам (решение об отмене командировки, отозвание из командировки,
болезнь) при наличии документа, подтверждающего такие расходы.
Возмещение расходов на перевозку багажа весом свыше установленных транспортными
предприятиями предельных норм не производится.
Возмещение расходов на служебные телефонные переговоры проводится в размерах,
согласованных с лицом, принявшим решение о командировании сотрудника.
5.9. Сотруднику, направленному в однодневную командировку, согласно статьям 167, 168
Трудового кодекса РФ, оплачиваются:
– средний заработок за день командировки;
– расходы на проезд;
– иные расходы, произведенные сотрудником с разрешения руководителя организации.
Суточные (надбавки взамен суточных) при однодневной командировке не выплачиваются.
6. Порядок отчета сотрудника о служебной командировке
6.1. В течение трех рабочих дней со дня возвращения из служебной командировки сотрудник
обязательно дооформляет документы, которые были составлены перед отъездом, и заполняет
авансовый отчет (ф. 0504505) / отчет о расходах подотчетного лица (ф.0504520) об
израсходованных им суммах. В служебном задании (ф. Т-10а) сотрудник заполняет графу 12
«Краткий отчет о выполнении задания». Этот отчет согласовывается с руководителем
структурного подразделения.
Авансовый отчет / отчет о расходах подотчетного лица сотрудник предоставляет в
бухгалтерию с документами, которые подтверждают его расходы и производственный характер
командировки:
•
служебное задание с кратким отчетом о выполнении;
•
проездные билеты;
•
счета за проживание;
•
чеки ККТ;
•
товарные чеки;
•
квитанции электронных терминалов (слипы);
•
документы, подтверждающие стоимость служебных телефонных переговоров,
и т. д.
6.2. Остаток денежных средств, превышающий сумму, использованную согласно отчету,
подлежит возвращению сотрудником в кассу не позднее трех рабочих дней после возвращения
из командировки.
В случае невозвращения сотрудником остатка средств в определенный срок соответствующая
сумма возмещается в порядке, установленном трудовым и гражданско-процессуальным
законодательством.
30