МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МБОУ "Киземская СОШ"
РАССМОТРЕНА
СОГЛАСОВАНА
УТВЕРЖДЕНА
[Укажите должность]
[Укажите должность]
[Укажите должность]
________________________ ________________________ ________________________
[укажите ФИО]
[укажите ФИО]
[укажите ФИО]
[Номер приказа] от
[Номер приказа] от
[Номер приказа] от
«[число]» [месяц] [год] г.
«[число]» [месяц] [год] г.
«[число]» [месяц] [год] г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 8696919)
учебного предмета факультатив школьные спортивные игры "
Волейбол"
для обучающихся 8 классов
Посёлок Кизема 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
8 класс
Программа внеурочной деятельности (элективный курс) по спортивным играм
может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и
неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная
идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа
жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как
необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья
обучающихся,
в
основу,
которой
положены
культурологический
и
личностно-
ориентированный подходы.
Занятия спортивными играми положительно влияют на общее физическое развитие
организма, равномерно воздействует на все мышцы, способствует разностороннему
развитию внутренних органов, улучшает обмен веществ, содействует гармоничному
развитию человека.
Спортивные игры развивают ловкость, быстроту, выносливость, координацию
движений. Перед занимающимися ставятся следующие задачи:
- содействовать воспитанию всесторонне развитой личности;
- вовлекать учащихся в систематические занятия спортом;
- укреплять здоровье;
- содействовать правильному физическому развитию и закаливанию организма;
- воспитывать волевых, смелых и психически здоровых учащихся
- готовить их к сдаче нормативов комплекса ГТО и выполнению спортивных
юношеских разрядов;
Рабочая программа внеурочной деятельности «Спортивной игры Волейбол» для
учащихся 8 классов составлена на основе нормативных документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 г. N 295-ФЗ О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
Концепция развития дополнительного
образования детей до
2030
года
(распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629);
- Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СП 2.4. 3648-20 (утверждено
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 г. № 28);
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (письмо департамента государственной политики в сфере
воспитания детей и молодежи от 18.11.2015 № 09-3242);
- Распоряжение министерства образования и науки Архангельской области «Об
утверждении моделей обеспечения доступности дополнительного образования для детей в
Архангельской области» от 29 июля 2020 г. № 1073;
- Федеральный закон от 30.04.2021 № 127-ФЗ "О внесении изменений в
Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации";
- Устав и локальные акты муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Киземская СОШ» № 407 от 01 сентября 2023 года.
Изучение программного материала рассчитано на один час в неделю.
Целью программы является:
- способствовать всестороннему физическому развитию;
- способствовать вовлечению учащихся в двигательную деятельность.
Программа внеурочной деятельности «Спортивные игры» активно используется в
процессе физического воспитания обучающихся. Программа реализуется во внеурочное
время и имеет спортивно-оздоровительное направление.
Программа внеурочной деятельности «Спортивные игры» призвана оказывать
содействие гармоничному физическому развитию каждого ребёнка, всесторонней
физической подготовке и укреплению здоровья; ориентирован на привитие потребности к
систематическим занятиям физкультуры и спорта.
С учетом воспитательно-развивающего значения спортивных игр преследуется
решение совокупности задач физического воспитания:
– вооружение необходимыми знаниями по физической культуре, формируемыми
игровой деятельностью;
– содействие укреплению здоровья, разносторонней физической подготовленности,
закаливанию растущего организма и профилактике заболеваний;
– привитие интереса и потребности к повседневным занятиям спортивными играми;
– создание предпосылок для успешного освоения спортивных игр;
–– воспитание дисциплинированности, отзывчивости, честности, смелости.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ»
Занятие спортивными играми во внеурочной деятельности носят подчеркнуто
разносторонний характер и направлено на приобретение комплекса необходимых для
специализирующихся спортивных игр качеств и навыков. Одной из главных задач занятий
является создание и последующее совершенствование широкой моторной базы и
координационных возможностей, Решение ее предполагает достижение высокого уровня
развития двигательных качеств и овладение жизненно необходимыми навыками. Эта задача
тесно соприкасается с проведением на данном этапе изучением специальных движений –
технических приемов, необходимых в игре и спортивных состязаниях.
Спортивные игры давно получили признание, как незаменимое средство общей
физической подготовки. Разнообразие игровых действий, их соревновательный характер
обеспечивают
полноценное
физическое
развитие
и
способствует
достижению
разносторонней физической подготовленности занимающихся.
Овладение
спортивными
играми
открывает
для
каждого
возможность
самостоятельно использовать их в своем отдыхе, что помогает сделать его не только
интересным, но и полезным.
Тренировки и соревнования по спортивным играм, где необходимо преодолеть
сопротивление соперника, совершенствуют способность к инициативным действиям.
Коллективный характер такой деятельности обеспечивает приобретение навыков
взаимодействия, развивает такие ценные морально-волевые качества, как умение
подчинить личные интересы интересам коллектива, взаимопомощь, уважение к своим
партнерам и соперникам, сознательную дисциплину, чувство ответственности и т. д.
Занятия по спортивным играм проходят в спортивном зале, на стадионе и открытой
спортивной площадке.
Временное применение игр может повлечь за собой образование неправильного
навыка в движениях, необходимо помнить, что закрепление изученных в игровой
деятельности технически сложных основных движений возможно и должно только после
того, как умение выполнять то или иное движение перешло у детей в навык. В этих
условиях игра явится отличным средством выработки у учащихся прочных навыков в
выполнении движений.
Спортивные игры проводятся с определенными педагогическими задачами
формирования и развития двигательных умений, навыков и качеств, с задачами
обеспечения физической нагрузки и разностороннего воздействия на организм
занимающихся.
При проведении игр исключительно велика роль учителя. От него зависит не только
подготовка игры, но и весь ход ее и результаты. Учитель активно участвует в играх. Он
руководит игрой, наблюдает, а если нужно, то и сам играет вместе с учащимися (кроме игр
с элементами соревнований).
Важно организованно закончить спортивную игру: подвести итоги, объявить
результаты, отметить положительные и отрицательные стороны. К подведению итогов
нужно чаще привлекать самих участников. Это способствует воспитанию у учащихся
умений оценивать свои действия, действия товарищей, выявлять причины побед и
поражений.
В ходе учебных занятий большое место отводится занятиям волейболом.
По
окончании
реализации
программы
ожидается
достижение
следующих
результатов:
-
достижение
высокого
уровня
физического
развития
и
физической
подготовленности у 100 % учащихся, занимающихся по данной программе;
- победы на соревнованиях городского и областного уровня;
- повышение уровня технической и тактической подготовки в данном виде спорта;
- устойчивое овладение умениями и навыками игры;
- развитие у учащихся потребности в продолжение занятий спортом как
самостоятельно, так и в спортивной секции, после окончания школы;
- укрепление здоровья учащихся, повышение функционального состояния всех
систем организма;
- умение контролировать психическое состояние.
Программа внеурочной деятельности (секции) «Спортивные игры» направлена на
реализацию следующих принципов:
- принцип модификации, основанный на выборе средств, методов и форм
организации занятий, учитывающих возрастно - половые и индивидуальные особенности
детей;
-принцип сознательности и активности, основанный на формирование у детей
осмысленного отношения к выполнению поставленных задач;
-принцип доступности, основанный на индивидуальном подходе к ученикам,
который создает благоприятные условия для развития личностных способностей;
- принцип последовательности обеспечивает перевод двигательного умения в
двигательный навык.
В соответствии с учебным планом на занятие внеурочной деятельности
«Спортивные игры» отводится 1 часа в неделю, всего часов в 8 классе 34.
2. ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ»
Программа соответствует федеральному компоненту ФГОС и представляет собой
вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 8 класса. Рассчитана
на 34 учебных часа и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям с
целью проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками. Режим
занятий: занятия по данной программе проводятся в форме тренировок, соревнований,
товарищеских встреч, сдачи контрольных нормативов, контрольного тестирования
Периодичность - один раз в неделю по одному учебному часу, ограниченному временем.
3. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что
реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность
человека как
разумного
существа,
стремящегося
к
добру
и
самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни
в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного
здоровья.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через
сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры
человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и
образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов
России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни,
состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа
жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества,
членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека,
обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к
себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества,
народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека,
выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить
Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества,
для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и
уважение к многообразию их культур.
4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СПОРТИВЫЕ ИГРЫ».
Внеурочная деятельность по программе «Спортивные игры» способствует развитию
личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся
универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются
в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в
разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая
культура».
Универсальными компетенциями учащихся являются:
— умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства
для достижения ее цели;
— умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со
сверстниками в достижении общих целей;
— умение доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе
общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в
значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры
здоровья у обучающихся формируются личностные, метапредметные и предметные
результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
обучающихся:
- формирование культуры здоровья – отношения к здоровью как высшей ценности
человека;
- развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения,
снижающего или исключающего воздействие факторов, способных нанести вред
физическому и психическому здоровью;
- формирование потребности ответственного отношения к окружающим и осознания
ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты:
- способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни
как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, взаимодействии
с людьми;
- умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах,
влияющих на здоровье;
- способность рационально организовать физическую и интеллектуальную
деятельность;
- умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению здоровья;
-формирование умений позитивного коммуникативного общения с окружающими.
Предметными результатами являются следующие умения:
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы
соревнований, осуществлять их объективное судейство;
- бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования
техники безопасности к местам проведения;
- организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой
направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной
дозировкой нагрузки;
-
характеризовать
физическую
нагрузку
по
показателю
частоты
пульса,
регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и
соревнований;
- в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных
действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
- подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;
- находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия
разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
- выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой
и соревновательной деятельности;
- выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными
способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС
Количество часов
№
п/
п
Наименование разделов и
тем программы
1
Основы
знаний (теоретическая
подготовка). Включает в
себя историю развития
волейбола, правила игры,
терминологию, правила
безопасности при
выполнении игровых
действий и при занятиях
волейболом. Некоторые
темы:
правила техники
безопасности при
проведении занятий;
история рождения и развития
волейбола;
режим и питание
спортсмена;
личная гигиена и
закаливание организма;
основы спортивной
тренировки, методы
обучения;
морально-волевая,
психологическая и
тактическая подготовка
спортсмена;
правила соревнований,
судейство.
2
Общая физическая
подготовка. Включает
упражнения, которые
способствуют
формированию общей
культуры движений,
подготавливают организм к
физической деятельности.
Некоторые темы:
развитие силы;
развитие быстроты;
развитие выносливости;
развитие ловкости;
развитие гибкости.
Всего
4
6
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы
3
4
5
Специальная физическая
подготовка. Содержит
подготовительные
упражнения, направленные
на развитие силы и быстроты
сокращения мышц, которые
участвуют в выполнении
технических приёмов,
скорости, прыгучести,
специальной ловкости,
выносливости.;
Техническая подготовка.
Включает в себя обучение
техническим приёмам игры.
Некоторые темы:
стойки;
приёмы и передачи мяча
(двумя руками снизу, двумя
руками сверху);
подачи снизу;
прямые нападающие удары;
защитные действия (блоки и
страховки).
Тактическая подготовка.
Содержит материал,
способствующий обучению
тактическим приёмам игры.
Некоторые темы:
тактика подач;
тактика передач;
тактика приёмов мяча;
тактика нападающих ударов;
тактика приёма подач;
групповые и командные
действия в нападении;
групповые действия при
приёме нападающих ударов,
взаимодействия защитников
между собой,
взаимодействия защитников
со страхующими,
взаимодействия защитников
с блокирующими.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
5
5
14
34
0
0
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
Количество часов
№
п/
п
Тема урока
1
Правила по
технике
безопасности на
занятиях
спортивных игр.
Стойка игрока
1
2
Стойка игрока.
1
3
Перемещения в
стойке.
1
4
5
Сочетания
способов
перемещений.
Игровое
занятие.
Совершенствова
ние техники
верхней,
нижней
передачи
Все
го
1
1
6
Верхняя передача
мяча над собой.
1
7
Верхняя передача
мяча у стены.
1
8
Верхняя передача
мяча у стены.
1
9
Нижняя
передача над
собой.
1
10
Нижняя
передача над
собой.
1
Контрольн
ые работы
Практичес
кие работы
Дата
изучен
ия
Электронные
цифровые
образователь
ные ресурсы
11
Нижняя
передача мяча у
стены, в парах.
1
12
Нижняя
передача мяча у
стены, в парах.
1
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
Совершенствован
ие верхней
прямой подачи
Совершенствован
ие верхней
прямой подачи
Приём мяча с
подачи у стены
Приём мяча с
подачи у стены
Подача и приём
мяча.
Подача и приём
мяча.
Совершенствован
ие приёма мяча с
подачи и в
защите
Совершенствован
ие приёма мяча с
подачи и в
защите
Тактические
действия в
защите
Тактические
действия в
нападении
Игровая
деятельность с
использованием
разученных
технических
приёмов
Прямой
нападающий
удар
Индивидуальное
блокирование
мяча в прыжке с
места
Страховка при
блокировании
Общая
физическая
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
28
29
30
31
32
33
34
подготовка в
волейболе
Развитие
физических
качеств
средствами игры
волейбол
Развитие
физических
качеств
средствами игры
волейбол
Совершенствован
ие техники
нападающего
удара в условиях
моделируемых
игровых
ситуаций
Совершенствован
ие техники
приема мяча в
условиях
моделируемых
игровых
ситуаций
Совершенствован
ие техники
подачи мяча в
условиях
учебной игровой
деятельности
Совершенствован
ие технической и
тактической
подготовки в
волейболе в
условиях
учебной и
игровой
деятельности
Судейская
практика в
процессе игры
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1
1
1
1
1
1
1
34
0
0
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ