МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Архангельской области
Управление образования администрации
Устьянского муниципального округа Архангельской области
МБОУ "Киземская СОШ"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности интеллектуального направления
«Функциональная грамотность»
для обучающихся 3 класса
Кизема, 2025 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского
курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители
М.В. Буряк, С.А. Шейкина). Программа «Функциональная грамотность» учитывает
возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Нормативная правовая основа рабочей программы:
-Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Указ президента
Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности
Российской Федерации»
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования»
(Зарегистрирован 05.07.2021 №64100)
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 №569 « О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования ( Зарегистрирован 17.08.2022 №69676)
-Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 №372 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего
образования» (Зарегистрирован 13.07.2023 №74229)
-Учебный план Великосельской СШ на 2023-2024 уч.год
Актуальность курса:
-курс формирует умения, необходимые для решения жизненных задач;
-умения быстро адаптироваться к изменению условий;
-быть способным находить решения из конфликтных ситуаций; -знать и применять
правила относительно своей же безопасности в отношении своей личности;
-готовность быть способным и ориентированным в ценностях современного общества, а
также ориентирован на успешное прохождение международного исследования PISSA.
Формирование функциональной грамотности у младших школьников, как правило
ведется по четырѐм направлениям: читательская, математическая, финансовая и
естественно – научная. Цель программы:
создавать условия для развития
функциональной грамотности. Цели и задачи блоков курса:
«Читательская грамотность»Целью –
• является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и
рефлексией на них,
• использования их содержания для достижения собственных целей,
• развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.
•
•
Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста,
а
понимание и
рефлексия на
текст, использование прочитанного
для осуществления жизненных целей. Задачи умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
• умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
«Математическая грамотность» Целью –
• является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль
математики в мире, в котором они живут,
• высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности,
присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Задачи:
• способность проводить математические рассуждения;
• способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказывать явления;
• способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному
и размышляющему человеку.
«Финансовая грамотность» Целью –
• является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности
нравственного поведения в области экономических отношений в семье,
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи:
• представление о семейных расходах и доходах;
• умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
• представление о различных видах семейных доходов;
• представление о различных видах семейных расходов; представление о способах
экономии семейного бюджета.
«Етественно-научная грамотность» Целью –
• является формирование у обучающихся способности использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть
исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов,
основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для
понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность
человека, и для принятия соответствующих решений.
Задачи:
• способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания
и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования
основанных на научных доказательствах выводов;
• способность понимать основные; особенности естествознания как формы
человеческого познания.
Общая характеристика спецкурса «Функциональная грамотность»
Функциональная грамотность – это способность и умение самостоятельно искать,
анализировать, обрабатывать и усваивать необходимую информацию из различных
источников. В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело
с огромным потоком информации, чтобы уверенно ориентироваться этом потоке,
необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией, такие как: поиск, анализ,
обработка, хранение, использование и применение информации в максимально
рациональной форме. Для того чтобы у обучающихся 3классов процесс формирования
функциональной грамотности проходил качественно, в тренажерах для детей собраны
задания различных видов: диаграммы, графики, опыты, задания на сравнение, анализ и
классификацию. Выполнение заданий будет способствовать развитию у детей
произвольного внимания, познавательных интересов и потребностей, увеличению
словарного запаса, умению использовать различные средства коммуникации для
грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной форме.
Программа
курса внеурочной деятельности
«Функциональная
грамотность» предназначена для реализации в 3классе начальной школы и рассчитана на 34
часа (при 1 часе в неделю).
Учитель может варьировать, чередовать последовательность проведения занятий по
своему усмотрению.
Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей
третьеклассников для занятий используются сюжеты художественных и научнопознавательных текстов.
Место учебного курса в плане внеурочной деятельности.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена
для реализации в 3 классе начальной школы и рассчитана на 68 часов (два часа в неделю).
Весь курс состоит из 4 блоков:
➢ читательская грамотность;
➢ математическая грамотность; финансовая грамотность;
➢ естественнонаучная грамотность.
Модуль «Читательская грамотность» - 17 ч. в год.
Модуль «Математическая грамотность» - 17 ч. в год.
Модуль «Естественнонаучная грамотность» - 17 ч. в год.
Модуль «Финансовая грамотность» - 17 ч. в год.
Всего – 68 ч. в год
Формы организации занятий:
• предметные недели;
• библиотечные уроки;
• деловые беседы;
• практические упражнения
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа обеспечивает
достижение следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
• осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
• овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных
финансов;
• осознавать личную ответственность за свои поступки;
• -уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
• осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа
над проектами и исследованиями;
• использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
• овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
• использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
• ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
• делать предварительный отбор источников информации:
ориентироваться в потоке информации;
• добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия,
свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
• перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
• преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
• проявлять познавательную и творческую инициативу;
• принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том
числе во внутреннем плане;
• контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в
их выполнение;
уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
- оценивать
правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с
критериями оценивания.
Коммуникативные: адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в
соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и
условия деятельности в речи;
• слушать и понимать речь других;
• совместно договариваться о правилах работы в группе;
• доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
• учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
•
способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания
и возможности, участвовать в социальной жизни;
• умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
• умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
• умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные
результаты изучения
блока «Етественно-научная
грамотность»:
• способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания
и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах
выводов;
• способность понимать основные; особенности естествознания как формы
человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
• способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
• способность проводить математические рассуждения
• способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказывать явления;
• способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному
и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
• понимание и правильное использование финансовых терминов;
представление
о семейных расходах и доходах;
•
•
•
•
умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
представление о различных видах семейных доходов;
представление
различных видах семейных расходов;
представление о способах экономии семейного бюджета.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
• степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
• поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты;
• результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при
выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними
самостоятельно;
• косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества
успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру,
литературному чтению и др.
Формы подведения итогов: олимпиады, научно-практическая конференция.
о
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1
Раздел
Кол-во
часов
Читательская
грамотность
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого
2.
Естественнонаучная
грамотность
Формы
внеурочной
деятельности
Про дождевого червяка.
Кальций.
Сколько весит облако?
Хлеб, всему голова.
Про мел.
Про мыло.
История свечи.
Магнит.
Библиотечные уроки;
деловые беседы;
участие в научноисследовательских
дискуссиях;
практические
упражнения
Дождевые черви.
Полезный кальций.
Про облака.
Про хлеб и дрожжи.
Интересное вещество мел.
Чем интересно мыло и как
оно «работает»?
Про свечи.
Волшебный Магнит.
Библиотечные уроки;
деловые беседы;
участие в научноисследовательских
дискуссиях;
практические
упражнения
8
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого
Содержание
8
3.
Финансовая
грамотность
1
Что такое «бюджет»?
1
Семейный бюджет.
1
Откуда в семье
берутся деньги?
Зарплата.
1
Откуда в семье
берутся деньги?
Пенсия и социальные
пособия.
1
Откуда в семье берутся
деньги? Наследство, вклад
выигрыш.
1
На что тратятся
семейные деньги?
Виды расходов.
1
1
Итого
8
На что тратятся
семейные деньги?
Обязательные платежи.
Как сэкономить
семейные деньги?
Библиотечные уроки;
деловые беседы;
участие в научноисследовательских
дискуссиях;
практические
упражнения
4.
Математическая
грамотность
1
Расходы и доходы
бюджета.
1
Планируем семейный
бюджет.
1
Подсчитываем семейный
доход.
1
1
Итого
5
Пенсии и пособия.
Подсчитываем случайные
(нерегулярные) доходы.
1
Подсчитываем
расходы.
1
Расходы на
обязательные платежи.
1
Подсчитываем
сэкономленные деньги.
8
Проверочные
работы
Итого
Библиотечные уроки;
деловые
беседы;
участие в научноисследовательских
дискуссиях;
практические
упражнения
1
Проверь себя
34
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Тема занятия
Всего часов
1
Про дождевого червяка.
1
2
Кальций.
1
3
Сколько весит облако?
1
4
5
Хлеб, всему голова.
Про мел.
Про мыло.
История свечи.
1
1
1
1
6
7
8
Магнит.
1
9
Дождевые черви.
1
10
11
Полезный кальций.
Про облака.
1
1
12
Про хлеб и дрожжи.
1
13
14
Интересное вещество мел.
Чем интересно мыло и как оно
«работает»?
1
1
15
Про свечи.
1
16
Волшебный Магнит.
1
17
18
Проверь себя.
Что такое «бюджет»?
1
1
19
Семейный бюджет.
1
20
Откуда в семье берутся деньги?
Зарплата.
Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и
социальные пособия.
Откуда в семье берутся деньги?
Наследство, вклад выигрыш.
1
23
На что тратятся семейные деньги?
Виды расходов.
1
24
На что тратятся семейные деньги? Обязательные
платежи.
1
25
Как сэкономить семейные деньги?
1
26
Расходы и доходы бюджета.
1
27
Планируем семейный бюджет.
1
28
Подсчитываем семейный доход.
1
29
Пенсии и пособия.
1
30
31
Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы.
Подсчитываем расходы.
1
1
32
Расходы на обязательные платежи.
1
33
Подсчитываем сэкономленные деньги.
1
21
22
34
Проверь себя.
1
1
1
Итого:
68
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
1.Учение с увлечением. Функциональная деятельность М. В. Буряк,
С.А.Шейкина Тренажѐр для школьников. 3 класс. ООО «Планета», 2022.
2. Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности» в 3 томах. Т.1 для 14 классов/составители :Н.П. Моторо, Н.В. Новожилова,Москва,2019.
3.Методическое пособие для учителя. 3 класс. ООО «Планета»