Рабочая программа
учебного курса внеурочной деятельности
«Юным умникам и умницам»
КЛАСС
1
СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ программы развития познавательных способностей учащихся
младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2014 г. – с. 191 – 210.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК
• О. Холодова Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика). 1 класс
Рабочая тетрадь в 2-х частях. - М.: РОСТ , 2020.
• О. Холодова Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика). 1 класс.
Методическое пособие для учителя. - М.: РОСТ книга, 2020
СОДЕРЖАНИЕ учебного
курса внеурочной деятельности
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и
развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы,
цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и
явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и
наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной,
смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма
устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных
предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять
закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза,
сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения
дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие
умения составлять загадки, небольшие рассказы-описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса в 1-м классе является формирование следующих умений:
− Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для
всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
− В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других
участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
− Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
− Проговаривать последовательность действий .
− Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
− Учиться работать по предложенному учителем плану.
− Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
− Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
− Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
− Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
− Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
− Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса.
− Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
− Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение
задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
− Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
− Слушать и понимать речь других.
− Читать и пересказывать текст.
− Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
− Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование следующих умений.
− описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
− выделять существенные признаки предметов;
− сравнивать между собой предметы, явления;
− обобщать, делать несложные выводы;
− классифицировать явления, предметы;
− определять последовательность событий;
− судить о противоположных явлениях;
− давать определения тем или иным понятиям;
− определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
− выявлять функциональные отношения между понятиями;
− выявлять закономерности и проводить аналогии.
Тематическое планирование
№
Тема раздела
1
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения,
памяти и мышления. Графический
диктант (вводный урок)
Колво
часов
1
ЭОР
- Библиотека материалов для начальной
школы
http://www.nachalka.com/biblioteka.
2
3
4
5
6
7
8
9
Развитие концентрации внимания.
Тренировка внимания. Развитие
мышления.
Графический диктант
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.
Графический диктант
Тренировка зрительной памяти.
Развитие мышления.
Графический диктант
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант
Совершенствование воображения.
Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу
Развитие логического мышления.
Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант
Тренировка внимания. Развитие
мышления.
Графический диктант
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения,
памяти и мышления на конец
учебного года.
Итого
5
- Фестиваль педагогических идей
http://festival.1september.ru
5
5
- Педсовет http://pedsovet.org
- Детские электронные презентации
http://viki.rdf.ru/
- Единая коллекция ЦОР: http://schoolcollection.edu.ru
5
5
3
3
Электронное приложение к тетрадям
«Юным умникам и умницам» О. Холодова:
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/informatika/2014/11/22/elektronnoeprilozhenie-k-uchebniku-informatiki-yunym
Презентации к занятиям:
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/dlyakompleksov-detskii-sad-nachalnayashkola/2013/05/26/zanyatiya-po-razvitiyu
1
33
Поурочное планирование
№
уро
ка
Тема урока
Колво
часов
Виды деятельности
ЭОР
1
Выявление уровня развития
внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант
(вводный урок)
1
Выполнение
тестовых заданий.
Электронное приложение к
тетрадям «Юным умникам и
умницам» О. Холодова:
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/informatika/2014/11/22/e
lektronnoe-prilozhenie-kuchebniku-informatiki-yunym
Презентации к занятиям:
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/dlya-kompleksov-detskiisad-nachalnayashkola/2013/05/26/zanyatiya-porazvitiyu
2
Развитие концентрации внимания.
Тренировка внимания. Развитие мышления.
Графический диктант
1
Выполнение
заданий на развитие внимания.
Электронное приложение к
тетрадям «Юным умникам и
умницам» О. Холодова:
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/informatika/2014/11/22/e
lektronnoe-prilozhenie-kuchebniku-informatiki-yunym
Презентации к занятиям:
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/dlya-kompleksov-detskiisad-nachalnayashkola/2013/05/26/zanyatiya-porazvitiyu
3
Тренировка слуховой памяти.
Развитие мышления.
Графический диктант
1
Выполнение
заданий на развитие мышления. Участие в
игре
Электронное приложение к
тетрадям «Юным умникам и
умницам» О. Холодова:
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/informatika/2014/11/22/e
lektronnoe-prilozhenie-kuchebniku-informatiki-yunym
Презентации к занятиям:
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/dlya-kompleksov-detskiisad-nachalnayashkola/2013/05/26/zanyatiya-porazvitiyu
4
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
Графический диктант
1
Выполнение
заданий на развитие мышления, зрительной памяти.
Участие в соревновании
Электронное приложение к
тетрадям «Юным умникам и
умницам» О. Холодова:
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/informatika/2014/11/22/e
lektronnoe-prilozhenie-kuchebniku-informatiki-yunym
Презентации к занятиям:
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/dlya-kompleksov-detskiisad-nachalnayashkola/2013/05/26/zanyatiya-porazvitiyu
5
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант
1
Выполнение
заданий на развитие мышления.
Электронное приложение к
тетрадям «Юным умникам и
умницам» О. Холодова:
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/informatika/2014/11/22/e
lektronnoe-prilozhenie-kuchebniku-informatiki-yunym
Презентации к занятиям:
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/dlya-kompleksov-detskiisad-nachalnayashkola/2013/05/26/zanyatiya-porazvitiyu
6
7
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по
образцу.
Развитие логического мышления.
Совершенствование
мыслительных
операций.
Графический диктант
1
1
Выполнение
заданий на развитие воображения. Отгадывание изографов, разгадывание ребусов, задание с
палочками
счетного материала.
Электронное приложение к
тетрадям «Юным умникам и
умницам» О. Холодова:
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/informatika/2014/11/22/e
lektronnoe-prilozhenie-kuchebniku-informatiki-yunym
Выполнение
заданий на развитие мышления
Электронное приложение к
тетрадям «Юным умникам и
умницам» О. Холодова:
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/informatika/2014/11/22/e
lektronnoe-prilozhenie-kuchebniku-informatiki-yunym
Презентации к занятиям:
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/dlya-kompleksov-detskiisad-nachalnayashkola/2013/05/26/zanyatiya-porazvitiyu
Презентации к занятиям:
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/dlya-kompleksov-detskiisad-nachalnayashkola/2013/05/26/zanyatiya-porazvitiyu
8
Тренировка зрительной памяти. Графический диктант
1
Выполнение
заданий на развитие памяти.
Электронное приложение к
тетрадям «Юным умникам и
умницам» О. Холодова:
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/informatika/2014/11/22/e
lektronnoe-prilozhenie-kuchebniku-informatiki-yunym
Презентации к занятиям:
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/dlya-kompleksov-detskiisad-nachalnayashkola/2013/05/26/zanyatiya-porazvitiyu
9
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант
1
Выполнение
заданий на развитие мышления. Отгадывание изографов,
разгадывание
ребусов, графический диктант.
Электронное приложение к
тетрадям «Юным умникам и
умницам» О. Холодова:
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/informatika/2014/11/22/e
lektronnoe-prilozhenie-kuchebniku-informatiki-yunym
Презентации к занятиям:
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/dlya-kompleksov-detskiisad-nachalnayashkola/2013/05/26/zanyatiya-porazvitiyu
10
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по
образцу.
1
Выполнение
заданий на развитие воображения. Задания
со счетными
палочками, рисунок по образцу.
Электронное приложение к
тетрадям «Юным умникам и
умницам» О. Холодова:
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/informatika/2014/11/22/e
lektronnoe-prilozhenie-kuchebniku-informatiki-yunym
Презентации к занятиям:
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/dlya-kompleksov-detskiisad-nachalnayashkola/2013/05/26/zanyatiya-porazvitiyu
11
Развитие концентрации внимания.
Тренировка внимания. Развитие мышления.
Графический диктант
1
Выполнение
заданий на развитие мышления.
Электронное приложение к
тетрадям «Юным умникам и
умницам» О. Холодова:
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/informatika/2014/11/22/e
lektronnoe-prilozhenie-kuchebniku-informatiki-yunym
Презентации к занятиям:
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/dlya-kompleksov-detskiisad-nachalnayashkola/2013/05/26/zanyatiya-porazvitiyu
12
Тренировка слуховой памяти.
Развитие мышления.
Графический диктант
1
Выполнение
заданий на развитие памяти.
Электронное приложение к
тетрадям «Юным умникам и
умницам» О. Холодова:
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/informatika/2014/11/22/e
lektronnoe-prilozhenie-kuchebniku-informatiki-yunym
Презентации к занятиям:
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/dlya-kompleksov-detskiisad-nachalnayashkola/2013/05/26/zanyatiya-porazvitiyu
13
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
Графический диктант
1
Выполнение
заданий на развитие памяти.
Электронное приложение к
тетрадям «Юным умникам и
умницам» О. Холодова:
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/informatika/2014/11/22/e
lektronnoe-prilozhenie-kuchebniku-informatiki-yunym
Презентации к занятиям:
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/dlya-kompleksov-detskiisad-nachalnayashkola/2013/05/26/zanyatiya-porazvitiyu
14
Развитие логического мышления.
Совершенствование
мыслительных операций.
Графический диктант
1
заданий на развитие мышления. Участие в
игре.
Электронное приложение к
тетрадям «Юным умникам и
умницам» О. Холодова:
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/informatika/2014/11/22/e
lektronnoe-prilozhenie-kuchebniku-informatiki-yunym
Презентации к занятиям:
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/dlya-kompleksov-detskiisad-nachalnayashkola/2013/05/26/zanyatiya-porazvitiyu
15
Тренировка внимания. Развитие мышления.
Графический диктант
1
Выполнение
заданий на развитие мышления.
Электронное приложение к
тетрадям «Юным умникам и
умницам» О. Холодова:
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/informatika/2014/11/22/e
lektronnoe-prilozhenie-kuchebniku-informatiki-yunym
Презентации к занятиям:
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/dlya-kompleksov-detskiisad-nachalnayashkola/2013/05/26/zanyatiya-porazvitiyu
16
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
Графический диктант
1
Выполнение
заданий на развитие памяти.
Электронное приложение к
тетрадям «Юным умникам и
умницам» О. Холодова:
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/informatika/2014/11/22/e
lektronnoe-prilozhenie-kuchebniku-informatiki-yunym
Презентации к занятиям:
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/dlya-kompleksov-detskiisad-nachalnayashkola/2013/05/26/zanyatiya-porazvitiyu
17
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по
образцу.
1
Выполнение
заданий на развитие воображения.
Электронное приложение к
тетрадям «Юным умникам и
умницам» О. Холодова:
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/informatika/2014/11/22/e
lektronnoe-prilozhenie-kuchebniku-informatiki-yunym
Презентации к занятиям:
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/dlya-kompleksov-detskiisad-nachalnayashkola/2013/05/26/zanyatiya-porazvitiyu
18
Развитие логического мышления.
Совершенствование
мыслительных операций.
Графический диктант
1
Выполнение
заданий на развитие мышления. Выполнение заданий на
развитие памяти
Электронное приложение к
тетрадям «Юным умникам и
умницам» О. Холодова:
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/informatika/2014/11/22/e
lektronnoe-prilozhenie-kuchebniku-informatiki-yunym
Презентации к занятиям:
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/dlya-kompleksov-detskiisad-nachalnayashkola/2013/05/26/zanyatiya-porazvitiyu
19
Тренировка слуховой памяти.
Развитие мышления.
Графический диктант
1
Выполнение
заданий на развитие памяти.
Отгадывание
изографов, разгадывание ребусов.
Электронное приложение к
тетрадям «Юным умникам и
умницам» О. Холодова:
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/informatika/2014/11/22/e
lektronnoe-prilozhenie-kuchebniku-informatiki-yunym
Презентации к занятиям:
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/dlya-kompleksov-detskiisad-nachalnayashkola/2013/05/26/zanyatiya-porazvitiyu
20
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
Графический диктант
1
Выполнение
заданий на развитие памяти.
Электронное приложение к
тетрадям «Юным умникам и
умницам» О. Холодова:
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/informatika/2014/11/22/e
lektronnoe-prilozhenie-kuchebniku-informatiki-yunym
Презентации к занятиям:
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/dlya-kompleksov-detskiisad-nachalnayashkola/2013/05/26/zanyatiya-porazvitiyu
21
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по
образцу.
1
Выполнение
заданий на развитие воображения.
Электронное приложение к
тетрадям «Юным умникам и
умницам» О. Холодова:
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/informatika/2014/11/22/e
lektronnoe-prilozhenie-kuchebniku-informatiki-yunym
Презентации к занятиям:
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/dlya-kompleksov-detskiisad-nachalnayashkola/2013/05/26/zanyatiya-porazvitiyu
22
23
Тренировка внимания. Развитие мышления.
Графический диктант
1
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
Графический диктант
1
Выполнение
заданий на развитие мышления.
Презентации к занятиям:
Выполнение
заданий на развитие памяти.
Электронное приложение к
тетрадям «Юным умникам и
умницам» О. Холодова:
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/dlya-kompleksov-detskiisad-nachalnayashkola/2013/05/26/zanyatiya-porazvitiyu
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/informatika/2014/11/22/elek
tronnoe-prilozhenie-k-uchebnikuinformatiki-yunym
24
25
26
27
28
29
30
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант
1
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по
образцу.
1
Развитие логического мышления.
Совершенствование
мыслительных операций.
Графический диктант
1
Тренировка слуховой памяти.
Развитие мышления.
Графический диктант
1
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант
1
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по
образцу.
1
Развитие концентрации внимания.
Тренировка внимания. Развитие мышления.
Графический диктант
1
Выполнение
заданий на
развитие
мышления.
Презентации к занятиям:
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/dlya-kompleksov-detskiisad-nachalnayashkola/2013/05/26/zanyatiya-porazvitiyu
Выполнение
заданий на развитие воображения.
Электронное приложение к
тетрадям «Юным умникам и
умницам» О. Холодова:
Выполнение
заданий на развитие мышления.
Презентации к занятиям:
Выполнение
заданий на развитие памяти.
Презентации к занятиям:
Выполнение
заданий на развитие мышления
Презентации к занятиям:
Выполнение
заданий на развитие воображения
Электронное приложение к
тетрадям «Юным умникам и
умницам» О. Холодова:
Выполнение
заданий на развитие мышления. Участие в
игре
Электронное приложение к
тетрадям «Юным умникам и
умницам» О. Холодова:
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/informatika/2014/11/22/elek
tronnoe-prilozhenie-k-uchebnikuinformatiki-yunym
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/dlya-kompleksov-detskiisad-nachalnayashkola/2013/05/26/zanyatiya-porazvitiyu
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/dlya-kompleksov-detskiisad-nachalnayashkola/2013/05/26/zanyatiya-porazvitiyu
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/dlya-kompleksov-detskiisad-nachalnayashkola/2013/05/26/zanyatiya-porazvitiyu
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/informatika/2014/11/22/elek
tronnoe-prilozhenie-k-uchebnikuinformatiki-yunym
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/informatika/2014/11/22/elek
tronnoe-prilozhenie-k-uchebnikuinformatiki-yunym
31
32
33
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант
1
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по
образцу.
1
Выявление уровня развития
внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года
1
Выполнение
заданий на развитие мышления.
Презентации к занятиям:
Выполнение
заданий на развитие воображения.
Электронное приложение к
тетрадям «Юным умникам и
умницам» О. Холодова:
Выполнение тестовых заданий
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/dlya-kompleksov-detskiisad-nachalnayashkola/2013/05/26/zanyatiya-porazvitiyu
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/informatika/2014/11/22/elek
tronnoe-prilozhenie-k-uchebnikuinformatiki-yunym