АООП ООО НОДА

1

СОДЕРЖАНИЕ
Общие положения
I. Целевой раздел АООП ООО для обучающихся с нарушением опорно-двигательного
аппарата (вариант 6.1)
- Пояснительная записка
- Планируемые результаты освоения АООП ООО для обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата (вариант 6.1)
- Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной
основнойобразовательной программы
II. Содержательный раздел АООП ООО для обучающихся с нарушением опорнодвигательногоаппарата (вариант 6.1.)
- Рабочие программы учебных предметов
- Программа формирования универсальных учебных действий
- Программа коррекционной работы
- Рабочая программа воспитания
III. Организационный раздел АООП ООО для обучающихся с нарушением опорнодвигательногоаппарата (вариант 6.1.)
- Учебный план
- Календарный учебный график
- План внеурочной деятельности
- Календарный план воспитательной работы
- Условия реализации АООП ОО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного
аппарата (вариант 6.1)

3
4
4
6
7
12
12
24
28
30
54
54
59
59
63
73

2

Общие положения
Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования
обучающихся с нарушением опорно- двигательного аппарата (вариант 6.1) (далее – АООП ООО
обучающихся с НОДА (вариант 6.1) разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО,
предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования, Федеральной
адаптированной образовательной программой основного общего образования (далее – ФАОП
ООО), разработанной в соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных
основных общеобразовательных программ, утвержденным приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809).
Структура АООП ООО обучающихся с НОДА (вариант 6.1) включает целевой,
содержательный и организационный разделы.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты
реализации АООП ООО обучающихся с НОДА (вариант 6.1), а также способы определения
достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты
реализации ФАОП ООО, а также способы определения достижения этих целей и результатов .
Целевой раздел включает:
- пояснительную записку;
- планируемые результаты освоения обучающимися АООП ООО;
- систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП ООО.
Содержательный раздел включает:
- программы, ориентированные на достижение предметных,метапредметных и личностных
результатов;
- программу формирования универсальных учебных действий у
обучающихся;
-программу коррекционной работы;
- рабочую программу воспитания.
Рабочие программы учебных предметов обеспечивают достижение планируемых
результатов освоения ФАОП ООО и разработаны на основе требований ФГОС ООО к результатам
освоенияпрограммы основного общего образования.
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся содержит:
описание взаимосвязи универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
характеристики регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных
действийобучающихся.
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательной
деятельности, а также организационные механизмы и условия реализации программы основного
общего образования и включает:
- учебный план;
- план внеурочной деятельности;
- календарный учебный график;
- календарный план воспитательной работы, содержащий перечень событий и мероприятий
воспитательной направленности, которые организуются и проводятся образовательной
организацией или в которых образовательная организация принимает участие в учебном году
или периодеобучения.

3

I. Целевой раздел АООП ООО для обучающихся с нарушением

опорно-двигательного аппарата (вариант 6.1)
Пояснительная записка
АООП ООО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.1)
является основным документом, определяющим содержание общего образования, а также
регламентирующим образовательную деятельность организации в единстве урочной и
внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС ООО соотношения обязательной
части программы и части, формируемой участниками образовательных отношений.
АООП ООО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)
(вариант 6.1) представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения,
воспитания и социализации обучающихся с нарушениями НОДА с учетом их особых
образовательных потребностей, в том числе обеспечивающая коррекцию нарушений развития,
освоивших основные, в том числе адаптированные, общеобразовательные программы
начального общего образования, включая варианты 6.1 АООП НОО.
АООП ООО для обучающихся с НОДА (вариант 6.1) может реализовываться как в
инклюзивных, так и в отдельных классах, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного
аппарата.
АООП ООО для обучающихся с НОДА (вариант 6.1) МБОУ «ОСОШ №1» п. Октябрьский
разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.
№273-Ф3(ред. от 07.10.2022).
2. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»
(Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64101).
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1025 «Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
(Зарегистрирован 21.03.2023 № 72653).
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной
деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования» с изменениями, внесенными
приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 11 февраля 2022 г. №
69, от 7 октября 2022 г. № 888, от 5 декабря 2022 г. № 1063.
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020г. № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
6. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2.
7. Нормативно-методической документации Министерства образования и науки РФ и
других нормативно-правовых актов в области образования.
8. Устав МБОУ «Киземская СОШ» п. Кизема.
Целями реализации АООП ООО для обучающихся с НОДА (вариант 6.1) являются:
- организация учебного процесса для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного
аппарата с учетом целей, содержания и планируемых результатов основного общего
образования, отраженных в ФГОС ООО;
4

- создание условий для становления и формирования личности обучающегося с учетом
имеющихся ограничений в двигательной сфере;
- организация деятельности педагогических работников образовательной организации по
созданию индивидуальных программ и учебных планов для обучающихся с нарушениями
опорно-двигательного аппарата.
Достижение поставленных целей реализации АООП ООО для обучающихся с НОДА
(вариант 6.1) предусматривает решение следующих основных задач:
- обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, в том
числе специальных условий, учитывающих особые образовательные потребности
обучающихся с НОДА,
- достижение планируемых результатов освоения обучающимися адаптированной основной
общеобразовательной программы основного общего образования, создание возможности для их
социализации;
- обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого
обучающегося с НОДА и реализации ПКР;
- взаимодействие образовательной организации при реализации адаптированной основной
общеобразовательной программы с социальными партнерами, в том числе с медицинскими,
образовательными организациями, учреждениями социальной защиты, оказывающими помощь
обучающимся с НОДА;
- выявление и развитие способностей обучающихся с НОДА, их интересов через систему
клубов, секций, студий и кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с
использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования;
- профессиональная ориентация обучающихся с НОДА с учетом профессиональных
возможностей и имеющихся ограничений при поддержке педагогических работников,
психологов, социальных педагогов и сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями
профессионального образования, центрами профессиональной подготовки;
- сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья
обучающихся с НОДА, коррекция отклонений в развитии, обеспечение безопасности;
- формирование готовности обучающихся с НОДА к саморазвитию и социальной активности
для продолжения обучения в образовательных организациях профессионального образования,
профессиональной деятельности и успешной социализации с учетом имеющихся ограничений в
двигательной сфере.
АООП ООО для обучающихся с НОДА (вариант 6.1) учитывает следующие принципы:
принцип учета ФГОС ООО: АООП ООО базируется на требованиях, предъявляемых ФГОС
ООО к целям, содержанию, планируемым результатам и условиям обучения на уровне
основного общего образования;
принцип учета языка обучения: с учетом условий функционирования образовательной
организации ФАОП ООО характеризует право получения образования на родном языке из числа
языков народов Российской Федерации и отражает механизмы реализации данного принципа в
учебных планах, планах внеурочной деятельности;
принцип учета ведущей деятельности обучающегося: ФАОП ООО обеспечивает
конструирование учебного процесса в структуре учебной деятельности, предусматривает
механизмы формирования всех компонентов учебной деятельности (мотив, цель, учебная
задача, учебные операции, контроль и самоконтроль);
принцип индивидуализации обучения: ФАОП ООО предусматривает возможность и
механизмы разработки индивидуальных программ и учебных планов для обучающихся с НОДА
с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающегося;
системно-деятельностный подход, предполагающий ориентацию на результаты обучения,
на развитие активной учебно-познавательной деятельности обучающегося на основе освоения
универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности, формирование его
готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
принцип учета индивидуальных возрастных, психологических и физиологических
особенностей обучающихся с НОДА при построении образовательного процесса и определении
5

образовательно- воспитательных целей и путей их достижения;
принцип обеспечения фундаментального характера образования, учета специфики
изучаемых учебных предметов;
принцип интеграции обучения и воспитания: ФАОП ООО предусматривает связь урочной и
внеурочной деятельности, предполагающий направленность учебного процесса на достижение
личностных результатов освоения образовательной программы;
принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не
допускается использование технологий, которые могут нанести вред физическому и (или)
психическому здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих
педагогических технологий. Объем учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных
мероприятий должны соответствовать требованиям, предусмотренным санитарными правилами
и нормами Гигиенических нормативов и Санитарно-эпидемиологических требований;
принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
принцип единства диагностики и коррекции, который реализуется в двух аспектах
(коррекционная работа на основе комплексного диагностического обследования и контроля
динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний
обучающегося);
принцип непрерывности получения образования (подготовка обучающегося с НОДА к
интеграции в систему непрерывного образования; обеспечение преемственности знаний);
принцип инклюзивности, направленный на продуктивное включение каждого обучающегося
с НОДА в образовательный процесс вне зависимости от его ограничений и стартовых
возможностей.
АООП ООО для обучающихся с НОДА (вариант 6.1) учитывает возрастные и
психологические особенности обучающихся.
АООП ООО для обучающихся с НОДА (вариант 6.1) предполагает, что обучающиеся
получат образование, соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения
обучения, планируемым результатам основного общего образования нормативно
развивающихся сверстников, и в те же сроки обучения (5-9 классы) при создании условий,
учитывающих их особые образовательные потребности.
В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся с НОДА
могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения,
в пределах осваиваемой образовательной программы основного общего образования в порядке,
установленном локальными нормативными актами МБОУ «Киземская СОШ» п. Кизема
Планируемые результаты освоения АООП ООО
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с НОДА
АООП ООО для обучающихся с НОДА (вариант 6.1) соответствуют ФГОС ООО с учетом их
особых образовательных потребностей.
Личностные результаты должны максимально обеспечить социализацию обучающихся с
НОДА с учетом их образовательных потребностей, формируя у них индивидуально-личностные
качества и социальные (жизненные) компетенции. Личностные результаты напрямую связаны
как с предметными и метапредметными результатами, так и с результатами освоения ПКР.
К жизненным компетенциям, необходимым для повышения качества жизни лиц с НОДА,
можно отнести следующие:
- сформированность навыков пространственной и социально-бытовой ориентировки,
мобильность;
- сформированность реальных представлений о собственных возможностях и ограничениях
здоровья, о необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со
взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для
пребывания в образовательной организации, сообщать о своих нуждах и правах в
образовательной организации;
- сформированность социально-бытовых умений, необходимых в рутинной жизни
(самостоятельное посещение туалета, организация рабочего места, переодевание на урок
6

физкультуры и другие умения), насколько это возможно в каждом индивидуальном случае
развития обучающегося с НОДА;
- сформированность умения обращаться с просьбой к окружающим, особенно в ситуации,
когда обучающийся с НОДА лишен возможности себя самостоятельно обслуживать,
поддержать разговор, корректно выразить отказ, сочувствие, благодарность, использовать
разные варианты коммуникации для решения какой-либо проблемной ситуации;
- сформированность осмысленных представлений о реальной картине мира (соблюдение
правил
безопасности
жизнедеятельности,
уточнение,
расширение,
упорядочивание
представлений об окружающем природном и социальном мире);
- сформированность умения самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и
незнакомом пространстве с использованием специального оборудования;
- сформированность
дифференцированных
и
осмысленных
согласно
возрасту
представлений о социальном окружении, ценностях и социальных ролях (знание правил и норм
общественного поведения, использование их, умение оценивать свое социальное окружение,
умение использовать принятые в обществе социальные ритуалы и другие умения).
Метапредметные, предметные результаты соответствуют ООП ООО.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП ООО
Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы
образования,обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Ее основными
функциями являются: ориентация образовательного процесса на достижение планируемых
результатов освоения АООП ООО для обучающихся с НОДА (вариант 6.1) и обеспечение
эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным
процессом.
Процедуры текущей, промежуточной и итоговой оценки результатов освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы адаптируются в соответствии с
особыми образовательными потребностями обучающихся с НОДА. Адаптация предполагает (в
соответствии с рекомендациями психолого-педагогического консилиума образовательной
организации с учетом индивидуальных психофизических особенностей обучающегося):
- организацию и проведение оценочных мероприятий в индивидуальной форме;
- изменение временного режима, предусмотренного процедурой проведения оценочных,
контрольныхработ;
- адаптацию предлагаемого обучающемуся тестового (контрольно-оценочного) материала;
- специальную психолого-педагогическую помощь обучающимся с двигательной патологией
(на этапах принятия, выполнения учебного задания и контроля результативности), дозируемую
исходя из индивидуальных особенностей здоровья обучающегося с двигательными нарушениями
и имеющихся ограничений, направленную на создание и поддержание эмоционального
комфортного климата во время проведения оценочных мероприятий.
При организации оценочных процедур для обучающихся в соответствии с АООП ООО для
обучающихся с НОДА (вариант 6.1) создаются специальные условия, обусловленные особыми
образовательными потребностями обучающихся с НОДА и связанными с ними объективными
трудностями. Данные условия включают:
- специально организованную среду и рабочее место в соответствии с особенностями
ограниченийздоровья обучающегося с НОДА;
- сопровождение (помощь) обучающегося с НОДА в соответствии с особенностями
психофизического развития и имеющихся ограничений обучающихся с НОДА (при
необходимости);
- использование ассистивных средств и технологий;
- возможность организации короткого перерыва (10 - 15 мин) при нарастании в
поведении обучающегося проявлений утомления, истощения.
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в образовательной
организации представлены в ООП ООО.
Система оценки достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения
7

АООП ООО для обучающихся с НОДА (вариант 6.1) должна предусматривать оценку
достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения ПКР.
Оценка достижений по Программе коррекционной работы имеет дифференцированный
характер, так как требования к результатам освоения ПКР конкретизируются применительно к
каждому обучающемуся с НОДА в соответствии с его потенциальными возможностями и
особыми образовательными потребностями.
Для оценки эффективности реализации коррекционной работы могут быть использованы
следующие методы: экспериментально-психологическое исследование, тестирование, опрос,
анкетирование, метод экспертных оценок, другие методы.
Оценка осуществляется по следующим направлениям:
- адаптация обучающегося с НОДА к среде образовательной организации;
- динамика когнитивного, личностного, эмоционального развития обучающегося с НОДА;
- оптимизация неадекватных профессиональных намерений обучающихся с НОДА;
- оптимизация детско-родительских отношений, в том числе через преодоление
особенностей семейного воспитания.
- Изучение достижения каждым обучающимся планируемых результатов ПКР проводится
педагогическими работниками в том числе педагогами-психологами, социальными педагогами,
учителями-дефектологами, классными руководителями, воспитателями.
- Основным способом оценки результатов ПКР является мониторинг, который проводится
психолого- педагогическом консилиумом образовательной организации в ходе анализа
результатов диагностической работы специалистов.
-

II. Содержательный раздел АООП ООО для обучающихся с нарушением

опорно-двигательного аппарата (вариант 6.1)
Рабочие программы учебных предметов учебных курсов (в том числе внеурочной
деятельности), учебных модулей
Рабочие программы учебных предметов (в том числе внеурочной деятельности), учебных
модулей соответствуют ООП ООО.
Программа формирования универсальных учебных действий
- Программа формирования универсальных учебных действий (далее - УУД) у обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) должна обеспечивать:
- развитие способности к саморазвитию и самосовершенствованию; формирование
внутренней позиции личности, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД у
обучающихся;
- формирование опыта применения УУД в жизненных ситуациях для решения задач
общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся, готовности к решению
практических задач;
- повышение эффективности усвоения знаний и учебных действий, формирования
компетенций в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной
деятельности;
- формирование навыка участия в различных формах организации учебно-исследовательской
и проектной деятельности, в том числе творческих конкурсах, олимпиадах, научных обществах,
научно- практических конференциях, олимпиадах;
- овладение приемами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со
сверстниками, обучающимися младшего и старшего возраста и взрослыми в совместной учебноисследовательской и проектной деятельности;
- формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования ИКТ;
- на уровне общего пользования, включая владение ИКТ, поиском, анализом и передачей
информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности,
умением безопасного использования средств ИКТ и сети Интернет формирование культуры
8

пользования ИКТ;
- формирование знаний и навыков в области финансовой грамотности и устойчивого
развития общества;
развитие учебного сотрудничества, коммуникативных учебных действий, активизация
взаимодействия со взрослыми и сверстниками при расширении социальных практик при
общении с окружающими людьми.
УУД позволяют решать широкий круг задач в различных предметных областях и
являющиеся результатами освоения обучающимися АООП ООО.
Достижения обучающихся, полученные в результате изучения учебных предметов,
учебных курсов, модулей, характеризующие совокупность познавательных, коммуникативных и
регулятивных УУД отражают способность обучающихся использовать на практике УУД,
составляющие
умение
овладевать
учебными
знаково-символическими
средствами,
направленными на:
- овладение умениями замещения, моделирования, кодирования и декодирования
информации, логическими операциями, включая общие приемы решения задач
(универсальныеучебные познавательныедействия);
- приобретение ими умения учитывать позицию собеседника, организовывать и
осуществлять сотрудничество, коррекцию с педагогическими работниками и со сверстниками,
адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности
и речи, учитывать разные мнения и интересы, аргументировать и обосновывать свою позицию,
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с
партнером (универсальные учебные коммуникативные действия);
- включающими способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее
реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в
их выполнение, ставить новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном
сотрудничестве, осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и
способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания (универсальные
регулятивные действия).
- Организационный раздел Программы формирования УУД у обучающихся с ОВЗ содержит
описание условий, обеспечивающих развитие универсальных учебных действий у обучающихся с
ОВЗ, а также форм взаимодействия участников образовательного процесса при создании и
реализации программы развития универсальных учебных действий.
Условия реализации адаптированной основной общеобразовательной программы, в том
числе программы УУД, должны обеспечить обучающимся овладение ключевыми
компетенциями, включая формирование опыта проектно-исследовательской деятельности и
ИКТ-компетенций.
Требования к условиям включают:
-укомплектованность образовательной
организации
руководящими
работниками,
владеющимитехнологиями обучения обучающихся с ОВЗ, в том числе инклюзивного;
-укомплектованность
образовательной
организации
педагогическими
работниками,
владеющимитехнологиями обучения обучающихся с ОВЗ, в том числе инклюзивного;
-укомплектованность
образовательной
организации
педагогическим
работникамидефектологамисоответствующего профиля;
-непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательной
организации, реализующей АООП ООО.
Педагогические кадры должны иметь необходимый уровень подготовки для реализации
программы УУД обучающихся с ОВЗ, что включает в том числе следующее:
-повышение квалификации в области обучения той категории обучающихся с ОВЗ, которым
адресована реализуемая АООП ООО с учетом требований к педагогическим кадрам,
реализующим данныеобразовательные программы;
-овладение профессиональными компетенциями реализации особых образовательных
потребностей адресной группы обучающихся с ОВЗ на уровне основного общего образования;
-участие в разработке программы по формированию УУД или участие во внутришкольном

9

семинаре, посвященном особенностям применения разработанной программы формирования
УУД;
-осуществление образовательно-коррекционного процесса в рамках учебного предмета в
соответствиис особенностями формирования конкретных УУД с учетом особых образовательных
потребностей и индивидуальных особенностей адресной категории обучающихся с ОВЗ;
-осуществление формирования УУД в рамках проектной, исследовательской деятельностей с
учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с
ОВЗ;
-владение навыками формирующего оценивания с учетом особых образовательных
потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ;
-владение навыками тьюторского сопровождения обучающихся с учетом особых
образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ;
-привлечение диагностического инструментария для оценки качества формирования УУД в
рамках предметной и внепредметной деятельности с учетом особых образовательных
потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ.
Формы взаимодействия участников образовательного процесса при создании и реализации
программыразвития УУД.
Рабочая группа реализует свою деятельность по следующим направлениям:
-разработка плана координации деятельности педагогических работников в том числе
предметников, учителей-дефектологов, направленной на формирование УУД на основе ФАОП
ООО и ФРП;
-выделение общих для всех предметов планируемых результатов в овладении
познавательными, коммуникативными, регулятивными учебными действиями; определение
образовательной предметности, которая может быть положена в основу работы по развитию
УУД;
-определение способов межпредметной интеграции, обеспечивающей достижение данных
результатов(например, междисциплинарный модуль, интегративные уроки);
-определение этапов и форм постепенного усложнения деятельности обучающихся по
овладению универсальными учебными действиями с учетом их особых образовательных
потребностей и индивидуальных особенностей;
-разработка общего алгоритма (технологической схемы) урока, имеющего два целевых
фокуса: предметный и метапредметный;
-разработка основных подходов к конструированию задач на применение универсальных
учебных действий;
-конкретизация основных подходов к организации учебно-исследовательской и проектной
деятельности обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности;
-разработка основных подходов к организации учебной деятельности по формированию и
развитию ИКТ-компетенций;
-разработка комплекса мер по организации системы оценки деятельности образовательной
организации по формированию и развитию универсальных учебных действий у обучающихся;
-разработка методики и инструментария мониторинга успешности освоения и применения
обучающимися универсальных учебных действий;
-организация и проведение серии семинаров с педагогическим работниками, работающими
на уровне начального общего образования в целях реализации принципа преемственности в
плане развития УУД;
-организация и проведение систематических консультаций с педагогическими работниками
по предметам и учителями-дефектологами по проблемам, связанным с развитием универсальных
учебных действий в образовательном процессе;
-организация и проведение методических семинаров с педагогическими работниками,
включая педагога-психолога и социального педагога, по анализу и способам минимизации рисков
развития УУД у обучающихся;
-организация разъяснительной или просветительской работы с родителями (законными
10

представителями) по проблемам развития УУД у обучающихся;
-организация отражения результатов работы по формированию УУД обучающихся на сайте
образовательной организации.
Рабочей группой может быть реализовано несколько этапов с соблюдением необходимых
процедур контроля, коррекции и согласования (конкретные процедуры разрабатываются рабочей
группой и утверждаются руководителем).
На подготовительном этапе команда образовательной организации может провести
следующие аналитические работы:
-проанализировать рекомендательные, теоретические и научно-методические материалы,
которые могут быть использованы для наиболее эффективного выполнения задач программы;
-определить обучающихся, в том числе с выдающимися способностями, нуждающихся в
построении индивидуальной образовательной траектории;
-проанализировать достигнутые обучающимися результаты по форсированию УУД на
уровне начального общего образования при реализации соответствующего варианта АООП НОО;
-проанализировать опыт успешных практик, в том числе с использованием информационных
ресурсовобразовательной организации.
На основном этапе осуществляется работа по проектированию общей стратегии развития
УУД, организации и механизмов реализации задач программы, определению специальных
требований к условиям реализации программы развития УУД с учетом особых образовательных
потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ.
На заключительном этапе проводится обсуждение хода реализации программы на
методических семинарах образовательной организации, в том числе с привлечением внешних
консультантов из других образовательных, научных, социальных организаций.
В целях соотнесения формирования метапредметных результатов с рабочими программами по
учебным предметам, а также определения возможности формирования универсальных учебных
действий у обучающихся с учетом их особых образовательных потребностей на основе
имеющейся базы образовательных технологий, активизации взаимодействия и реализации
потенциала педагогических работников, в образовательной организации на регулярной основе
должны проводиться методические советы.
Формы привлечения консультантов, экспертов и научных руководителей могут строиться на
основе договорных отношений, отношений взаимовыгодного сотрудничества. Такие формы могут
в себя включать,но не ограничиваться следующим:
-договор с вузом о взаимовыгодном сотрудничестве (привлечение научных сотрудников,
преподавателей университетов в качестве экспертов, консультантов, научных руководителей в
обмен на предоставление возможности прохождения практики студентам или возможности
проведения исследований на базе организации);
-договор о сотрудничестве может основываться на оплате услуг экспертов, консультантов,
научных руководителей;
-экспертная, научная и консультационная поддержка может осуществляться в рамках
сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций;
-консультационная, экспертная, научная поддержка может осуществляться в рамках
организации повышения квалификации на базе стажировочных площадок (школ), применяющих
современные образовательные технологии, имеющих высокие образовательные результаты
обучающихся с ОВЗ, реализующих эффективные модели финансово-экономического управления.
Взаимодействие с учебными, научными и социальными организациями может включать
проведение втом числе консультаций, круглых столов, мастер-классов, тренингов.
Приведенные направления и формы взаимодействия носят рекомендательный характер и
могут быть скорректированы и дополнены образовательной организацией с учетом конкретных
особенностей и текущей ситуации.
Специфика формирования и развития универсальных учебных действий у обучающихся с
НОДА определяется их нозологически обусловленными особенностями: уровень развития общей
и мелкой моторики, манипулятивной функции рук, разборчивость речи и связанные с этим
коммуникативные трудности, особенности познавательной и регуляторной сферы. При выборе

11

направлений и форм учебно-исследовательской и проектной деятельности необходимо учитывать
их доступность для обучающихся с НОДА с точки зрения двигательных возможностей.
Выраженность астенических проявлений (повышенная утомляемость, истощаемость всех нервнопсихических процессов) у обучающихся с НОДА приводят к снижению самостоятельности в
организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в сравнении со здоровыми
сверстниками. К началу обучения на уровне основного общего образования, как правило, они еще
не обладают навыками самостоятельной работы, требуется значительная организационнаяпомощь.
Необходимо постепенно расширять возможности обучающихся с НОДА в выборе уровня и
характера самостоятельной работы, снижая степень организационного контроля со стороны
педагогических работников. Неравномерный, дисгармоничный характер формирования
отдельных психических функций обучающихся с НОДА определяют специфику развития
универсальных учебных познавательных действий. При постановке задач, формирующих
познавательные УУД, необходимо включать в учебный процесс упрощенные учебнопознавательные задачи, имеющие практико-ориентированную направленность и решаемые в
различных предметных областях; организовывать специальное обучение "переносу"
сформированных знаний и умений в новые жизненные ситуации; предусматривать
использование алгоритмов выполнения различных видов заданий с конкретизацией действий
присамостоятельной работе. Формирование и развитие у обучающихся с НОДА
компетенций в области ИКТ требует создания специальных условий в части специального
вспомогательного оборудования и ассистивных технологий.
Программа воспитания
Программа воспитания соответствует программе воспитания ООП ОО
Программа коррекционной работы
В соответствии с ФГОС ООО ПКР направлена на осуществление индивидуальноориентированной психолого-педагогической помощи обучающимся с НОДА в освоении АООП
ООО (вариант 6.1) с учетом их особых образовательных потребностей, коррекцию нарушений
развития, социальную адаптацию и личностное самоопределение. ПКР уровня основного общего
образования непрерывна и преемственна с другими уровнями образования (начальным, средним).
ПКР должна обеспечивать:
- выявление индивидуальных образовательных потребностей обучающихся с НОДА,
направленности личности, профессиональных склонностей;
- систему
комплексного
психолого-педагогического
сопровождения
в
условиях
образовательной
деятельности,
включающего
психолого-педагогическое обследование
обучающихся с НОДА и мониторингдинамики их развития, личностного становления, проведение
индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий;
- успешное освоение АООП ООО (вариант 6.1), достижение обучающимися с НОДА
предметных, метапредметных и личностных результатов с учетом их особых образовательных
потребностей.
ПКР должна содержать:
- план диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий, обеспечивающих
удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей обучающихся с НОДА,
освоение ими АООП ООО (вариант 6.1);
- описание условий обучения и воспитания обучающихся (с учетом их особых
образовательных потребностей), методы их обучения и воспитания, применение, при
необходимости, учебных пособий и дидактических материалов, специализированных
компьютерных программ, используемые технические средства обучения, ассистивные
технологии, особенности проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий (при
наличии);

12

- описание основного содержания рабочих программ логопеда, психолога, других специалистов;
- перечень дополнительных коррекционно-развивающих занятий (при наличии);
- планируемые результаты коррекционной работы и подходы к их оценке.

ПКР вариативна по форме и по содержанию в зависимости от особых образовательных
потребностей, характера имеющихся трудностей и особенностей социальной адаптации
обучающихся с НОДА, региональной специфики и особенностей образовательнокоррекционного процесса в образовательной организации.
ПКР предусматривает создание условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать
индивидуальные
образовательные
потребности
обучающихся
посредством
дифференцированного психолого-педагогического сопровождения, индивидуализации и
дифференциации образовательно- коррекционного процесса.
ПКР предусматривает организацию индивидуально-ориентированных коррекционноразвивающих мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с НОДА в освоении АООП ООО.
ПКР может быть реализована при разных формах получения образования обучающимися, в
том числе включая обучение на дому и с применением дистанционных технологий. Степень
включенности специалистов в программу коррекционной работы устанавливается
образовательной организацией самостоятельно. Объем помощи, направления и содержание
коррекционно-развивающей работы с обучающимся определяются на основании заключения
психолого-педагогического консилиума образовательной организации и рекомендаций и
психолого-медико-педагогической комиссии.
Реализация ПКР предусматривает осуществление комплексного подхода в образовательнокоррекционном процессе на основе взаимодействия участников образовательных отношений.
Основным механизмом, обеспечивающим системность помощи, является психологопедагогический консилиум образовательной организации.
ПКР разрабатывается на период получения основного общего образования, включает
следующие разделы:
Цели, задачи и принципы построения ПКР.
Перечень и содержание направлений работы.
Механизмы реализации программы.
Условия реализации программы.
Планируемые результаты реализации программы.
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
III. Содержательный раздел АООП ООО для обучающихся с нарушением опорно-

двигательного аппарата (вариант 6.1)
Учебный план
Пояснительная записка
Учебный план АООП ООО НОДА (вариант 6.1) МБОУ «Киземская СОШ» п. Кизема на
2024-20245 учебный год разработан в соответствии со следующими нормативно- правовыми
документами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(ст.28).
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,

13

утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерацииот 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерацииот 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания»;
- Устав МБОУ «Киземская СОШ» п.
Кизема.
Учебный план МБОУ «Киземская СОШ» п. Кизема, реализующая АООП для обучающихся с
НАДО, фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки
обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное
время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания
образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также
выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
В МБОУ «Киземская СОШ» п. Кизема обучение ребенка с ОВЗ может быть организовано как
инклюзивно в условиях класса, так и на дому. Выбор варианта обучения осуществляется на
основании справки врачебной комиссии и заключения ПМПК с согласия родителей (законных
представителей).
Образовательный процесс ведется в соответствии с рекомендациями ТПМПК об
образовательной программе и специальных образовательных условиях обучения.
Особенности учебно-познавательной деятельности обучающихся с НОДА на этапе обучения
на уровне основного общего образования могут проявляться в виде сниженной
работоспособности, ее мерцательного характера и астенических проявлений.
Показатели развития, благоприятные для обучения по варианту 6.1:
- нормальное интеллектуальное развитие;
- отсутствие выраженных сопутствующих нарушений (зрения, слуха);
- сформированные базовые навыки самообслуживания;
- способность к различным манипуляциям хотя бы одной рукой;
- развитая речь (устная и/или письменная).
Особые образовательные потребности обучающихся, которые осваивают вариант 6.1,
определяются имеющимися двигательными нарушениями и влияют на логику построения
учебного процесса. Они находят свое отражение в структуре и содержании образования.
Особые образовательные потребности обучающихся по варианту 6.1:
- использование специальных средств обучения (специализированных компьютерных и
ассистивных технологий при наличии нарушения манипулятивных функций, голосовых
синтезаторов речи при выраженных нарушениях устной речи);
- максимальная индивидуализация процесса обучения;
- реализация программы коррекционной работы психолога, логопеда, помощь тьютора или
ассистента при необходимости;
- реализация физического воспитания по программе «Адаптивная физкультура»;
- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды в любой
образовательной организации, где обучаются обучающиеся с НОДА;
- создание безбарьерной среды, обеспечение индивидуально адаптированным рабочим местом при
необходимости.
Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования
обучающихся с НОДА (вариант 6.1.) содержательно совпадает с основной образовательной
программой основного общего образования. Вариант 6.1. реализуется в те же сроки, что и

14

программа основного общего образования для нормативных обучающихся, в течение 5-ти лет.
При этом Программа имеет ряд существенных отличий, которые определяются особыми
образовательными потребностями обучающихся с НОДА, осваивающими вариант 6.1.
Не предусматривается внесение изменений и дополнений в рабочие программы последующим
учебным предметам:
- по предметам «Математика» («Алгебра», «Геометрия», “Вероятность истатистика”) предметной
области «Математика и информатика»;
- по предмету «Русский язык» предметной области «Русский язык илитература»;
- по предмету «Литература» предметной области «Русский язык и литература»;
- по предмету «История» предметной области «Общественно-научные предметы»;
- по предмету «Обществознание» предметной области «Общественно-научныепредметы»;
- по предмету «География» предметной области «Общественно-научныепредметы»;
- по предметам «Биология», «Физика», «Химия» предметной области «Естественно-научные
предметы»;
- по предмету «Музыка» предметной области «Искусство»;
- по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предметной области
«Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Адаптированные рабочие программы основного общего образования предметной области
«Искусство» по предмету «Изобразительное искусство» и предметной области «Технология»
рекомендуется разрабатывать с учетом рекомендаций для варианта 6.2. Предусматривается замена
дисциплины «Физическая культура» предметной области «Физическая культура и основы
безопасности жизнедеятельности» на специальную дисциплину «Адаптивная физическая
культура».
В учебный план входят обязательные предметные области и учебные предметы. Учебный
план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных
предметов обязательных предметных областей. Учебный план определяет состав и объем учебных
предметов, курсов, а также их распределение по годам обучения. Учебный план предусматривает
работу школы в режиме пятидневной рабочей недели, при этом предельно допустимая аудиторная
нагрузка не превышает норму. Продолжительность урока в 5-9 классах 40 минут согласно Уставу
школы. Продолжительность учебного года 34 учебных недели для 5-9 классов. Обязательная
недельная нагрузка учащихся МБОУ «Киземская СОШ» п. Кизема не превышает максимально
допустимых норм при 5-дневной учебной неделе и составляет по классам: 5 класс – 29 часов, 6
класс- 30 часов, 7 класс- 32 часа, 8 класс – 33 часа, 9 класс – 33 часа. Содержание основного
общего образования является относительно завершенным и базовым для продолжения обучения в
средней общеобразовательной школе или в учреждении профессионального образования, создает
условия для получения обязательного среднего образования, подготовки учеников к выбору
профиля дальнейшего образования, их социального самоопределения и самообразования.
Содержание обучения в основной школе реализует принцип преемственности с начальной
школой, обеспечивает адаптацию учащихся к новым для них условиям и организационным
формам обучения, характерным для основной школы.
Учебный план определяет состав и объем учебных предметов, курсов, модулей, а также их
распределение по годам обучения.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей.
Обязательные предметные области представлены следующими учебными предметами
(учебными модулями):
Русский язык и литература – Русский язык. Литература.
Иностранные языки – Иностранный язык.
Математика и информатика – Математика, Алгебра, Геометрия, Вероятность и статистика,
Информатика.
Общественно-научные предметы – История, Обществознание, География.
15

Естественнонаучные предметы – Физика, Химия, Биология.
Основы духовно-нравственной культуры народов России - Основы духовно- нравственной
культуры народов России.
Искусство – Изобразительное искусство. Музыка. Технология – Технология.
Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности – Физическая культура,
Основы безопасности жизнедеятельности.
Учебные предметы «Родной язык (русский)», «Родная литература» не изучается в качестве
самостоятельных предметов (по заявлению родителей (законных представителей)) и, исходя из
возможностей МБОУ «Киземская СОШ» п. Кизема.
Учебный курс «ОДНКНР», основными задачами которого являются: воспитание способности
к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; формирование представлений об
основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории
России и человечества.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (нравственное, социальное,
общекультурное, спортивно-оздоровительное) является неотъемлемой частью образовательного
процесса в общеобразовательной организации. Образовательные организации предоставляют
обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов самостоятельно
осуществляется
МБОУ «Киземская СОШ» в
рамках общего
количества часов,
предусмотренных учебным планом.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП определяет
образовательная организация.
Для реализации учебного плана школа имеет необходимое кадровое, методическое
иматериально- техническое обеспечение.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Положением о формах,
периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по
четвертям. В 5-9-х классах форма промежуточной аттестации – четвертная и годовая аттестация.
Промежуточная аттестация проводится с целью установления соответствия индивидуальных
образовательных достижений, обучающихся с планируемыми результатами освоения
образовательной программы на момент окончания учебного периода в форме контрольных работ.
Учебный план
основного общего образования обучающихсяс нарушением
опорно-двигательного аппарата
Предметные
области
Русский язык
и литература
Иностранныеязыки

Математика и
информатика

Общественно
-научные

Количество часов в неделю
V
VI
VII
VIII
Обязательная часть
Русский язык
5
6
4
3
Литература
3
3
2
2
3
3
3
3
Иностранный язык
Учебные предметы

Математика
Алгебра
Геометрия
Вероятность и
статистика
Информатика
История
Обществознание

5

2

Всего
IX
3
3
3

21
13
15

5
3
2
1

3
2
1

3
2
1

10
9
6
3

2

1
2

1
2

1
2

3
10

1

1

1

1

4
16

География
Биология

предметы
Естественно
-научные
предметы

1
1

1
1

2
1

Химия
Физика

Искусство
Труд(технология)
Физическая
культура
Основы
безопасности и
защиты Родины

Основы духовнонравственно й
культуры народов
России

2

Изобразительное
искусство
Музыка
Труд(технология)
Адаптивная
физическая
культура
Основы
безопаснос
ти и
защиты
Родины
ОДНКНР

Итого:

2
2

2
2

8
7

2

2

4

2

3

7

1

1

1

3

1
2

1
2

1
2

1
1
1

1
1

4
8
2

2

2

2

2

2

10

1

1

27

29

2

30

31

32

149

Календарный учебный график

Соответсвует ООП ООО
План внеурочной деятельности
Соответсвует ООП ООО
Календарный план воспитательной работы
Соответсвует ООП ООО

Условия реализации АООП ОО для обучающихся с
нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.1)
Кадровые условия
Кадровое обеспечение – характеристика необходимой квалификации кадров педагогов, а
также кадров, осуществляющих медико-психологическое сопровождение ребёнка с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в системе школьного образования.
МБОУ «Киземская СОШ» п. Кизема реализующая АООП для обучающихся с НАДО (вариант
6.1), укомплектована педагогическими, руководящими и иными работниками, имеющими
профессиональную подготовку соответствующего уровня и направленности.
Уровень квалификации работников, реализующих АООП, для каждой занимаемой
должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности.
МБОУ «Киземская СОШ» п. Кизема обеспечивает работникам возможность повышения
17

профессиональной квалификации через:
- профессиональную подготовку или курсы повышения квалификации;
- ведения методической работы;
- применения, обобщения и распространения опыта использования современных образовательных
технологий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В реализации АООП для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
(вариант 6.1) в МБОУ «Киземская СОШ» п. Кизема принимают участие следующие специалисты:
педагоги-психологи, учителя по физической культуре, учителя труда (технологии), учитель
музыки, педагоги дополнительного образования.
Финансовые условия реализации адаптированной
основной общеобразовательной программы
Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение обучающимися с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) общедоступного и бесплатного
образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации в государственных, муниципальных и частных организациях осуществляется на
основе нормативов, определяемых органами государственной власти субъектов Российской
Федерации, обеспечивающих реализацию АООП в соответствии со Стандартом.
Финансовые условия реализации АООП:
1) обеспечивают государственные гарантии прав обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата на получение бесплатного общедоступного образования, включая
внеурочную деятельность;
2) обеспечивают организацию возможности исполнения требований Стандарта;
3) обеспечивают реализацию обязательной части АООП и части, формируемой
участниками образовательных отношений с учетом особых образовательных потребностей
обучающихся;
4) отражают структуру и объем расходов, необходимых для реализации АООП и
достижения планируемых результатов, а также механизм их формирования.
Финансирование реализации АООП осуществляется в объеме определяемых органами
государственной
власти
субъектов Российской Федерации нормативов обеспечения
государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного общего
образования. Указанные нормативы определяются в соответствии со Стандартом:
- специальными условиями получения образования (кадровыми, материальнотехническими);
- расходами на оплату труда работников, реализующих АООП;
- расходами на средства обучения и воспитания, коррекции (компенсации) нарушений
развития, включающими расходные и дидактические материалы, оборудование, инвентарь,
электронные
- ресурсы, оплату услуг связи, в том числе расходами, связанными с подключением к
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
- расходами, связанными с дополнительным профессиональным образованием руководящих
и педагогических работников по профилю их деятельности;
- иными расходами, связанными с реализацией и обеспечением реализации АООП, в том
числе с круглосуточным пребыванием обучающихся с ОВЗ в организации.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».