Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Вариант 6.1

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Киземская средняя общеобразовательная школа»

Принята на заседании
Педагогического совета
МБОУ «Киземская СОШ»
Протокол №1 от 30.08.2024г.

Утверждаю
директор МБОУ «Киземская СОШ»
__________ Рогачёва И. С.
Приказ № 111 от 10.10.2024г

Адаптированная основная
общеобразовательная программа
начального общего образования
обучающихся с нарушениями
опорно-двигательного аппарата
(Вариант 6.1)

п. Кизема 2024г.

Содержание
Целевой раздел
1.Пояснительная записка
1.1. Цели реализации АООП НОО для обучающихся с НОДА
1.2. Принципы и подходы к формированию АООП НОО для обучающихся с НОДА
1.3. Общая характеристика АООП НОО для обучающихся с НОДА
1.4. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с НОДА
1.5. Описание особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА
2. Планируемые результаты освоения обучающимися с НОДА АООП НОО
3.Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО для
обучающихся с НОДА
Содержательный раздел
4. Программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной
деятельности), учебных модулей
5. Программа формирования универсальных учебных действий
6.Программа коррекционной работы
7.Рабочая программа воспитания
Организационный отдел
8. Учебный план
9. Система специальных условий

Целевой раздел
1.Пояснительная записка
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
образования обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (далее
АООП НОО НОДА) составлена в соответствии с
-Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации"(в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203ФЗ);
-Федеральным государственный образовательный стандарт начального общего
образования
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598)
Санитарно-эпидемиологические требования к образовательным организациям,
утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. № 28 (СП 2.4.3648-20)
С учетом:
-Федеральной адаптированной
основной
общеобразовательной программой
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1025
1.1. Цели реализации АООП НОО для обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата (далее НОДА)

Цель реализации АООП НОО обучающихся с НОДА: обеспечение выполнения
требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для
максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся,
обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных
задач:
а) формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное,
личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение
и укрепление здоровья обучающихся;
б) достижение планируемых результатов освоения ФАОП НОО, целевых установок,
приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых
личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и
возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями развития и состояния
здоровья;
в) становление и развитие личности обучающегося в ее индивидуальности,
самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных
трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;
г) создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных
потребностей обучающихся;
д) обеспечение
образования;

доступности

получения

качественного

начального

общего

е) обеспечение
образования;

преемственности

начального

общего

и

основного

общего

ж) выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся через
организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивнооздоровительной работы, организацию художественного творчества с использованием
системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе
сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и других соревнований;
з) использование в образовательном процессе современных образовательных
технологий деятельностного типа;
и) предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной
работы;
к) участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных
представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной
социальной среды;
л) включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной
социальной среды (населенного пункта, района).

1.2. Принципы и подходы к формированию АООП НОО для обучающихся с НОДА
В основу АООП НОО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
В основу реализации ФАОП НОО заложены следующие подходы:
Дифференцированный подход к реализации ФАОП НОО предполагает учет особых
образовательных потребностей обучающихся с НОДА, которые проявляются в
неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает
необходимость создания и реализации разных вариантов АООП НОО, в том числе и на
основе индивидуального учебного плана.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной
психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и
воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих
закономерностей развития обучающихся с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие
личности обучающихся с НОДА младшего школьного возраста определяется характером
организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является
обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической
деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования
(успешное усвоение системы научных знаний, умений и навыков (академических
результатов), позволяющих продолжить образование на следующем уровне образования,
но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности).
В контексте разработки АООП начального общего образования для
обучающихся с НОДА реализация деятельностного подхода обеспечивает:
-придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
-прочное усвоение обучающимися с НОДА знаний и опыта разнообразной деятельности и

поведения,
возможность
образовательных областях;

их

самостоятельного

продвижения

в

изучаемых

-существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта
деятельности и поведения;
-обеспечение условий для общекультурного и личностного развития обучающихся с НОДА
на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не
только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков
(академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей
ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В основу формирования адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования обучающихся с НОДА положены
следующие принципы:
-принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический
характер образования, единство образовательного пространства на территории
Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования,
адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки
обучающихся и воспитанников и др.);
- принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей
обучающихся;
-принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
-принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его
на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития»
с
учетом особых образовательных потребностей;
-онтогенетический принцип;
-принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП ориентировку
на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность
образования обучающихся с НОДА;
-принцип целостности содержания образования: содержание образования едино;
в основе структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а понятие
«образовательной области»;
-принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность
овладения детьми с НОДА всеми видами доступной им предметно-практической
деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности,
коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
-принцип переноса знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях
учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит готовность
обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном
мире, в действительной жизни;
-принцип сотрудничества с семьей.
1.3. Общая характеристика АООП НОО для обучающихся с НОДА

Вариант 6.1 предполагает, что обучающийся с НОДА получает образование,
полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения,
образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же

сроки обучения.
Обязательным является систематическая специальная и психолого-педагогическая
поддержка коллектива педагогических работников, родителей (законных представителей),
детского коллектива и самого обучающегося.
Основными направлениями в специальной поддержке являются: удовлетворение
особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА; коррекционная помощь в
овладении базовым содержанием обучения; медицинская коррекция и абилитация
(лечебно-воспитательные мероприятия, медикаментозное лечение, психотерапевтическое
лечение); психологическая коррекция познавательных процессов; психологическая
коррекция эмоциональных нарушений; психологическая коррекция социальнопсихологических проявлений; коррекция нарушений речи; коррекция нарушений чтения и
письма.
Психолого-педагогическая поддержка предполагает: помощь в формировании и
развитии адекватных отношений между обучающимся, педагогическими работниками,
одноклассниками и другими обучающимися, родителями (законными представителями);
работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе,
школе, поддержанию эмоционально комфортной обстановки; создание условий
успешного овладения учебной деятельностью с целью профилактики негативного
отношения обучающегося к ситуации школьного обучения в целом; развитие стремления
к самостоятельности и независимости от окружающих (в учебных и бытовых ситуациях),
к проявлению социальной активности; развитие адекватного использования речевых и
неречевых средств общения.
В структуру АООП НОО обязательно включается программа коррекционной
работы, направленная на осуществление индивидуально-ориентированной психологопедагогической помощи обучающимся с НОДА с учетом их особых образовательных
потребностей; минимизацию негативного влияния особенностей психофизического
развития обучающихся с НОДА на освоение ими АООП НОО; взаимосвязь урочной,
внеурочной и внешкольной деятельности.
1.4. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с НОДА
Категория детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - неоднородная по
составу группа школьников. Группа обучающихся с нарушениями опорно-двигательного
аппарата объединяет детей со значительным разбросом первичных и вторичных
нарушений развития. Отклонения в развитии у детей с такой патологией отличаются
значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности. В зависимости
от причины и времени действия вредных факторов отмечаются виды патологии опорнодвигательного аппарата (типология двигательных нарушений И.Ю. Левченко, О.Г.
Приходько; классификация, К.А. Семеновой, Е.М. Мастюковой и М.К. Смуглиной;
Международная классификация болезней 10–го пересмотра).
Уточнение роли различных факторов и механизмов формирования разных видов
нарушения опорно-двигательного аппарата необходимо в большей степени для
организации медико-социальной помощи этой категории детей. Для организации
психолого-педагогического сопровождения ребёнка с НОДА в образовательном
процессе, задачами которого являются правильное распознавание наиболее актуальных
проблем его развития, своевременное оказание адресной помощи и динамическая
оценка её результативности, необходимо опираться на типологию, которая должна
носить педагогически ориентированный характер. В настоящем стандарте предлагается
типология, основанная на оценке сформированности познавательных и социальных

способностей у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
Группа обучающихся с НОДА по варианту 6.1.: дети с нарушениями функций опорнодвигательного аппарата различного этиопатогенеза, передвигающиеся самостоятельно
или с применением ортопедических средств, имеющие нормальное психическое
развитие и разборчивую речь. Достаточное интеллектуальное развитие у этих детей часто
сочетается с отсутствием уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью, с
повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений,
слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни.
1.5. Описание особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА
В структуру особых образовательных потребностей входят, с одной стороны,
образовательные потребности, свойственные для всех обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, с другой, характерные только для обучающихся с НОДА.
К общим потребностям относятся:
получение специальной помощи средствами образования;
психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с
педагогическими работниками и одноклассниками;
психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия
семьи и образовательной организации;
индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для обучающихся, не
имеющих ограничений по возможностям здоровья;
особая пространственная и временная организация образовательной среды;
максимальное расширение образовательного пространства за счет расширения
социальных контактов с широким социумом.
К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с НОДА,
относятся:
обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого
как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной
работы;
введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в
Программе, адресованной традиционно развивающимся сверстникам;
использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе
специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих
реализацию "обходных путей" обучения;
обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной
среды.
Для этой группы обучающихся обучение в образовательной организации возможно
при условии создания для них безбарьерной среды, обеспечения специальными
приспособлениями и индивидуально адаптированным рабочим местом. Помимо этого,
обучающиеся с НОДА нуждаются в различных видах помощи (в сопровождении на

уроках, помощи в самообслуживании), что обеспечивает необходимые в период
начального обучения щадящий режим, психологическую и коррекционно-педагогическую
помощь.
2. Планируемые результаты освоения обучающимися с НОДА АООП НОО
Самым общим результатом освоения обучающимися с НОДА содержания АООП
НОО должно стать полноценное начальное общее образование, развитие социальных
(жизненных) компетенций.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с НОДА
АООП НОО соответствуют ФГОС НОО.
Планируемые результаты освоения обучающимися с нарушениями опорно-двигательного
аппарата АООП НОО дополняются результатами освоения программы коррекционной
работы.
Планируемые результаты освоения обучающимися с нарушениями опорнодвигательного аппарата программы коррекционной работы
По каждому направлению коррекционной работы определяются планируемые результаты
реализации этой программы для каждого обучающегося.
Требования к результатам

реализации программы коррекционной работы по

направлению «Медицинская коррекция и реабилитация »:
1) умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде,
в физической нагрузке, в приеме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации;
2) умение пользоваться личными адаптивными и ассистивными средствами в разных
ситуациях (очки, специальное кресло, индивидуально адаптированное рабочее место,
специализированные клавиатуры компьютера, заменители традиционной мышки,
памперсы);
3) умение удовлетворять биологические и социальные потребности, адаптироваться
к окружающей среде;
4) понимание обучающимся того, что попросить о помощи при проблемах в
жизнеобеспечении - это нормально и необходимо, не стыдно, не унизительно;
5) умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно
описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений;
6) умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей (законных
представителей), и объяснять педагогическому работнику (работнику школы)
необходимость связаться с семьей для принятия решения в области жизнеобеспечения;
7) прогресс в развитии самостоятельности и независимости в быту;
8) представление об устройстве домашней жизни, умение включаться в
разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие в них, адекватная
оценка своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то

областях домашней жизни; сформированность умения брать на себя ответственность в
этой деятельности;
9) представление об устройстве школьной жизни; умение ориентироваться в
пространстве школы и просить о помощи в случае затруднений, ориентироваться в
расписании занятий;
10) умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать
посильное участие в них, брать на себя ответственность (прогресс обучающегося в этом
направлении);
11) стремление обучающегося активно участвовать в подготовке и проведении
праздников и других мероприятий дома и в школе, прогресс в этом направлении.
Требования к результатам
реализации программы коррекционной работы по
направлению: «Психологическая коррекция познавательных процессов»
1) развитие у обучающегося любознательности, наблюдательности, способности
замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым
исследовательскую деятельность;
2) умение самостоятельно конструировать по моделям, использовать
пространственные и метрические признаки предметов, использование словесного
обозначения пространственных отношений;
3) увеличение объема произвольной памяти в зрительной, слуховой и осязательной
модальности;
4) умение обучающегося выделить, осознать и принять цели действия;
5) умение планировать свою деятельность по времени и содержанию;
6) умение контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы;
7) умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе,
сформулировать запрос о специальной помощи.
Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по
направлению «Психологическая коррекция эмоциональных нарушений»:
1) смягчение эмоционального дискомфорта обучающегося, повышение активности и
самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных
эмоциональными нарушениями, такими, как агрессивность, повышенная возбудимость,
тревожная мнительность, эмоциональная отгороженность;
2) модифицирование эмоциональных отношений и переживаний обучающегося,
способов реагирования на отношение к нему окружающих;
3) умение самостоятельно находить нужные формы эмоционального реагирования и
управлять ими;
4) практические умения саморегуляции, включающие выработку навыков
управления вниманием, регуляции ритма дыхания и мышечного тонуса.
Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по

направлению:

«Психологическая

коррекция

социально-

психологических

проявлений»:
1) уменьшение ореола исключительности психологических проблем;
2) умение получить эмоциональную поддержку от сверстников, имеющих общие
проблемы и цели;
3) умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения,
просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
4) умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие;
умение получать и уточнять информацию от собеседника.
Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по
направлению «Коррекция нарушений речи»:
1) умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию
(вербальную, невербальную) как средство достижения цели;
2) формирование слухового контроля за своим произношением и фонематическим
анализом;
3) нормализация проприоцептивной дыхательной мускулатуры при и вне фонации;
4) формирование синхронности речевого дыхания и голосоподачи;
5) автоматизация поставленных звуков;
6) умение передать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым
другим человеком; умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с
другими людьми.
Требования к результатам
реализации программы коррекционной работы по
направлению «Коррекция нарушений чтения и письма»:
1) умение чтения разных слогов;
2) умение чтения слов, не несущих смысловой нагрузки;
3) умение чтения текстов, составленных по законам морфологии и грамматических
связей в русском языке из слов, не имеющих семантической значимости;
4) умение дифференцировать звуки на фонетико-фонематическом уровне;
5) умение осуществлять морфемный анализ и синтез слов;
6) умение анализировать слова и предложения на лексико-грамматическом уровне;
7) умение анализировать слова и предложения на синтаксическом уровне.
При составлении индивидуальной программы коррекционной работы, направленной на
поддержку ребенка в освоении основной образовательной программы, необходимо
руководствоваться рекомендациями, зафиксированными в Индивидуальной Программе

Реабилитации
педагогической

ребенка-инвалида
реабилитации»,

(ИПР)

в

выдаваемой

разделе:

«Мероприятия

федеральными

психолого-

государственными

учреждениями Медико - Социальной Экспертизы.
3.Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО для
обучающихся с НОДА
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с
требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ являются оценка образовательных
достижений обучающихся и оценка результатов деятельности образовательных
организаций и педагогических кадров. Полученные данные используются для оценки
состояния и тенденций развития системы образования.
Система оценки достижений обучающимися планируемых результатов освоения
АООП НОО решает следующие задачи:
 закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание
объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария
оценивания, формы представления результатов, условия и границы
применения системы оценки;
 ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие,
воспитание обучающихся с НОДА, на достижение планируемых результатов
освоения содержания учебных предметов и программы коррекционной
работы, формирование УУД;
 обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП
НОО, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и
личностных результатов;
 предусматривать оценку достижений обучающихся с НОДА (итоговая оценка
обучающихся, освоивших АООП НОО) и оценку эффективности
деятельности образовательного учреждения;
 позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся
с НОДА.
Результаты достижений обучающихся в овладении АООП НОО являются
значимыми для оценки качества образования.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО
предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести
оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных,
метапредметных и предметных, в том числе итоговую оценку, обучающихся с НОДА,
освоивших АООП НОО.
Оценка результатов освоения обучающимися с НОДА АООП НОО (кроме
программы коррекционной работы) осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС
НОО.
Система оценки достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов
освоения АООП НОО должна предусматривать оценку достижения обучающимися с
НОДА планируемых результатов освоения программы коррекционной работы.
Оценка результатов освоения обучающимися с НОДА программы коррекционной
работы, составляющей неотъемлемую часть АООП НОО, осуществляется в соответствии
с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

При определении подходов к осуществлению оценки результатов освоения
обучающимися с НОДА программы коррекционной работы целесообразно опираться на
следующие принципы:
1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных
особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА;
2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений
психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей
обучающихся;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении
содержания АООП, что сможет обеспечить объективность оценки.

Содержательный раздел
4. Программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной
деятельности), учебных модулей
Соответствует разделу 4 ООП НОО МБОУ «Киземская СОШ»
Вносятся изменения в программу учебного предмета «Физическая культура». Требования
к результатам освоения учебного предмета «Адаптивная физическая культура (АФК)»,
определяются особенностями двигательного развития детей и медицинскими
рекомендациями, достижения обучающихся оцениваются индивидуально.

5. Программа формирования универсальных учебных действий.
Соответствует разделу 5 ООП НОО МБОУ «Киземская СОШ».

6. Программа коррекционной работы
Программа коррекционной работы предусматривает индивидуализацию специального
сопровождения, обучающегося с НОДА. Содержание программы коррекционной работы
для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных
потребностей на основе рекомендаций ПМПК, индивидуальной программы реабилитации
или абилитации ребенка-инвалида и подробно описывается в адаптированной
образовательной программе обучающегося.
Цель программы коррекционной работы: создание системы комплексной помощи
обучающимся с НОДА в освоении ФАОП НОО, коррекция недостатков в физическом и
(или) психическом и речевом развитии обучающихся, их социальная адаптация.
Реализация программы коррекционной работы осуществляются в рамках внеурочной
деятельности в объеме не менее 5 часов в неделю.
Программа коррекционной работы АООП НОО для обучающихся с НОДА (вариант
6.1) включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие ее основное
содержание:
1.

Мониторинг

имеющихся

в

образовательной

организации

условий

для

удовлетворения особых образовательных потребностей и условий обучения обучающихся
с НОДА.
2. Перечень индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий,
обеспечивающих обучающимся с НОДА удовлетворение особых образовательных
потребностей, их интеграцию и (или) инклюзию в образовательной организации и
освоение АООП НОО
Направления коррекционной работы:
1) медицинская коррекция и абилитация (лечебно-воспитательные мероприятия,
медикаментозное лечение, психотерапевтическое лечение);
2) психологическая коррекция познавательных процессов;
3) психологическая коррекция эмоциональных нарушений;
4) психологическая коррекция социально-психологических проявлений;
5) коррекция нарушений речи;
6) коррекция нарушений чтения и письма.
Оценка достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения
программы коррекционной работы
Применительно к варианту 6.1. ФГОС для детей с НОДА задачей экспертной группы
является
выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненной компетенции.
Основой служит анализ изменений поведения ребёнка в повседневной жизни по
следующим позициям, соответствующим направлениям коррекционной работы с
ребенком в условиях инклюзии. Значимыми для детей с НОДА являются следующие
компетенции:
адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
способность вступать в коммуникацию с взрослыми по вопросам медицинского
сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах
и правах в организации обучения;
владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной
организации;
осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
Результаты анализа изменений в повседневном поведении ребенка в варианте 6.1.
ФГОС
представлены в условных единицах (0 – 3 балла), характеризующих достигнутый
уровень жизненной компетенции ребенка в условиях инклюзии.
В качестве метода оценки результатов, помимо указанных в ООП НОО МБОУ
«Киземская средняя общеобразовательная школа», для оценки продвижения ребенка в
овладении
социальными (жизненными) компетенциями,
учитывается
мнение
специалистов работающих с ребенком.
Данная группа объединяет всех участников образовательного процесса – тех, кто
обучает,
воспитывает и тесно контактирует с ребенком. В состав группы включаются педагоги и
специалисты службы психолого-педагогического сопровождения (учителя, педагогпсихолог, социальный педагог, учитель логопед-дефектолог), которые хорошо знают
ученика. Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися с
НОДА АООП НОО учитывается мнение родителей (законных представителей),

поскольку основой оценки служит анализ изменении поведения обучающегося в
повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной).
Результаты анализа представлены в форме удобных и понятных всем членам экспертной
группы условных единицах:
0 баллов ― нет фиксируемой динамики;
1 балл ― минимальная динамика;
2 балла ― удовлетворительная динамика;
3 балла ― значительная динамика.
Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития
обучающегося (дневник наблюдений), что позволяет не только представить полную
картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие
изменений по отдельным жизненным и социальным компетенциям.
Основной формой работы участников экспертной группы является психологопедагогический консилиум.
Оценка социально-личностных результатов (жизненной компетенции) представлена в
виде таблицы:
Требование

Медицинская коррекция и реабилитация
Умение адекватно оценивать свои силы,
понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в
физической нагрузке, в приёме медицинских
препаратов, осуществлении вакцинации.
Умение пользоваться личными адаптивными
и ассистивными средствами в разных
ситуациях
Умение удовлетворять биологические и
социальные потребности, адаптироваться к
окружающей среде.
Понимание ребёнком того, что попросить о
помощи при проблемах в жизнеобеспечении
– это нормально и необходимо
Умение адекватно выбрать взрослого и
обратиться к нему за помощью, точно описать
возникшую проблему, иметь достаточный
запас фраз и определений.
Умение выделять ситуации, когда требуется
привлечение
родителей,
и
объяснять
учителю (работнику школы) необходимость
связаться с семьёй для принятия решения в
области жизнеобеспечения
Прогресс в развитии самостоятельности и
независимости в быту.
Имеет
представление
об
устройстве
домашней жизни, умение включаться в
разнообразные
повседневные
дела,
принимать посильное участие в них
адекватная оценка своих возможностей для
выполнения определенных обязанностей в
каких-то областях домашней жизни.
Сформированность умения брать на себя

Оценка
Начало
1
класса

Конец
1
класса

2
класс

3
класс

4
класс

ответственность в повседневной домашней
деятельности.
Представление об устройстве школьной
жизни.
Умение
ориентироваться
в
пространстве школы и просить о помощи в
случае затруднений, ориентироваться в
расписании занятий.
Умение
включаться
в
разнообразные
повседневные школьные дела, принимать
посильное участие в них, брать на себя
ответственность. Прогресс ребёнка в этом
направлении.
Стремление ребёнка активно участвовать в
подготовке и проведении праздников и
других мероприятий дома и в школе,
прогресс в этом направлении.
Психологическая коррекция познавательных процессов
Развитие у ребёнка любознательности,
наблюдательности, способности замечать
новое, задавать вопросы, включаться в
совместную со взрослым исследовательскую
деятельность.
Умение самостоятельно конструировать по
моделям
Умение использовать пространственные и
метрические
признаки
предметов,
использование
словесного
обозначения
пространственных отношений.
Увеличение объема произвольной зрительной
памяти
Увеличение объема произвольной слуховой
памяти
Увеличение
объема
произвольной
осязательной памяти
Умение ребенка выделить, осознать и
принять цели действия.
Умение планировать свою деятельность
Умение
контролировать
свои
действия
и
вносить
необходимые
коррективы
Умение обратиться к взрослым при
затруднениях в учебном процессе,
сформулировать запрос о специальной
помощи.
Психологическая коррекция эмоциональных нарушений
Умение самостоятельно находить нужные
формы эмоционального реагирования и
управлять ими.
Умение
управлять
своими
эмоциями
(устранение вторичных личностных реакций,
обусловленных
эмоциональными
нарушениями, такими, как агрессивность,
повышенная
возбудимость,
тревожная

мнительность,
эмоциональная
отгороженность).
Умение управлять вниманием, регуляция
ритма дыхания и мышечного тонуса.
Психологическая коррекция социально- психологических проявлений
Умение
получить
эмоциональную
поддержку от
сверстников,
имеющих общие проблемы и цели.
Умение начать и поддержать разговор, задать
вопрос, выразить свои намерения, просьбу,
пожелание, опасения, завершить разговор
Умение корректно выразить отказ и
недовольство, благодарность, сочувствие и
т.д.
Умение получать и уточнять информацию от
собеседника
Коррекция нарушений речи
Умение
решать
актуальные
житейские задачи,
используя
коммуникацию (вербальную, невербальную)
как средство достижения цели
Формирование слухового контроля
за
своим произношением и фонематическим
анализом
Нормализация проприоциптивной
дыхательной мускулатуры при и вне
фонации.
Формирование синхронности речевого
дыхания и голосоподачи.
Автоматизация поставленных звуков.
Умение
передать
свои
впечатления,
умозаключения так, чтобы быть понятым
другим человеком. Умение делиться своими
воспоминаниями, впечатлениями и планами с
другими людьми.
Коррекция нарушений чтения и письма
Умение чтения слогов.
-Умение осуществлять морфемный анализ и
синтез слов.
-Умение чтения слов, не несущих смысловой
нагрузки.
-Умение чтения текстов, составленных
по
законам
морфологии
и
грамматических связей в русском
языке
из
слов,
не
имеющих
семантической значимости.
-Умение дифференцировать звуки на
фонетико-фонематическом уровне.
-Умение анализировать слова и
предложения
на
лексикограмматическом уровне.
-Умение анализировать слова и
предложения
на
синтаксическом

уровне.
Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения
обучающимися с НОДА программы коррекционной работы выступает наличие
положительной динамики развити обучающихся в интегративных показателях.
К таким интегративным показателям в соответствии со ФГОС НОО относятся:
сформированность умения использовать все анализаторы и компенсаторные
способы деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни;
сформированность навыков ориентировки в микропространстве и умений
ориентироваться в макропространстве;
сформированность адекватных (в соответствии с возрастом) предметных
(конкретных
и
обобщенных), пространственных представлений о предметах, объектах и явлениях
окружающей жизни;
проявление познавательного интереса, познавательной активности;
проявление стремления к самостоятельности и независимости от окружающих (в
бытовых вопросах);
сформированность умений адекватно использовать речевые и неречевые средства
общения;
способность к проявлению социальной активности;
способность осуществления самоконтроля и саморегуляции;
готовность учета имеющихся противопоказаний и ограничений в учебнопознавательной деятельности и повседневной жизни.
Результаты освоения обучающимися с НОДА программы коррекционной работы
не
выносятся на итоговую
оценку.
7.Рабочая программа воспитания
Соответствует разделу 6 ООП НОО МБОУ «Киземская СОШ»

Организационный отдел
8. Учебный план
Предметная область

Учебный предмет
1 класс

Русский язык и
литературное чтение
Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
("окружающий мир")

Количество часов
2
3
класс
класс

4
класс

Обязательная часть
Русский язык
5
Литературное чтение
4
Иностранный язык
0

5
4
2

5
4
2

5
4
2

Математика

4

4

4

4

Окружающий мир

2

2

2

2

Основы религиозных
культур и светской
этики

Основы религиозных
культур и светской этики

0

0

0

1

Искусство

Изобразительное
искусство
Музыка
Труд (технология)
Физическая культура

1

1

1

1

1
1
2

1
1
2

1
1
2

0.5
1
2

Труд (технология)
Физическая культура
Итого

20
22
22
Часть формируемая участниками образовательных отношений
Наименование учебного курса
Экология
0
0
0
Итого
0
0
0
ИТОГО недельная нагрузка
20
22
22
Коррекционно- развивающая часть
Коррекция устной и письменной речи
1,5
1,5
1,5
Грамотей
2
Развитие психических процессов
1
0,5
Коррекция и развитие коммуникативной,
0,5
0,5
эмоциональной и личностной сферы
22,5
24,5
26
Количество учебных недель
33
34
34
Всего часов в год
742,5
833
884

22.5

0.5
0.5
23
1,5
2

26,5
34
901

9. Система специальных условий
При реализации ФАОП НОО создаются специальные условия, обеспечивающие
освоение обучающимися содержания образовательной программы в полном объеме с
учетом их особых образовательных потребностей и особенностей здоровья.
Специальные условия обеспечивают возможность:
достижения планируемых результатов освоения АООП НОО всеми обучающимися с
НОДА;
выявления и развития способностей обучающихся через систему секций, студий и
кружков, и через использование возможностей образовательных организаций
дополнительного образования;
расширения социального опыта и социальных контактов обучающихся с НОДА, в
том числе с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья;
учета особых образовательных потребностей, характерных для данной группы
обучающихся с НОДА;
участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических
работников и общественности в разработке АООП НОО, проектировании и развитии
внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации
индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
эффективного использования времени, отведенного на реализацию части АООП
НОО, формируемой участниками образовательного процесса, в соответствии с запросами
обучающихся с НОДА и их родителей (законных представителей), спецификой

образовательной организации;
использования в образовательном процессе современных образовательных
технологий деятельностного типа, технических средств обучения и средств обучения,
соответствующих особым образовательным потребностям обучающихся с НОДА;
обновления содержания АООП НОО, методик и технологий ее реализации в
соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся с
НОДА и их родителей (законных представителей);
эффективного управления образовательной организацией с использованием
информационно-коммуникационных
технологий,
современных
механизмов
финансирования;
эффективной самостоятельной работы обучающихся с НОДА при поддержке
педагогических работников.
Кадровые условия:
Кадровые условия
ФИО
педагога,
предмет
Рогачева
Ирина
Сергеевна
учитель
начальных
классов

Ковязина
Ирина
Васильевна

Образование

Категория

Педагогический
стаж

Курсы

Высшее

Высшая

35

Первая

26

СЗД

30/0,5

Курсы
«Обучение детей с
ограниченными
возможностями
здоровья (ОВЗ)
согласно ФГОС»
г. Курган
«Образовательный
центр ИТ –
перемена»
14.11.2024г 72 часа
Курсы
«Обучение детей с
ограниченными
возможностями
здоровья (ОВЗ)
согласно ФГОС»
г. Курган
«Образовательный
центр ИТ –
перемена»
14.11.2024г 72 часа
ГАОУ
дополнительного
профессионального
образования
«Архангельский
областной институт
открытого
образования» по

АГПИ им. М.В.
Ломоносова 1990г

Высшее
САФУ, 2010

Педагогпсихолог

Ипатова
Светлана
Валериевна
Учительлогопед

Высшее
САФУ.

Никанорова
Анна
Гавриловна

Средне-специальное

Первая

32

«Обучение детей с
ограниченными
возможностями
здоровья (ОВЗ)
согласно ФГОС»
г. Курган
«Образовательный
центр ИТ –
перемена»
14.11.2024г 72 часа

«Котласское
педучилище»

Социальный
педагог

Попова
Татьяна
Сергеевна

Средне-специальное
«Каргопольское
педучилище»1978г

Первая

Высшее

Первая

47

Курсы

26

«Обучение детей с
ограниченными
возможностями
здоровья (ОВЗ)
согласно ФГОС»
г. Курган
«Образовательный
центр ИТ –
перемена»
14.11.2024г 72 часа
Курсы

Учитель
начальной
школы

Ковязина
Ирина
Васильевна

дополнительной
профессиональной
программе учительлогопед» 2024г
Курсы

«Обучение детей с
ограниченными
возможностями
здоровья (ОВЗ)
согласно ФГОС»

САФУ, 2010

Педагогпсихолог

г. Курган
«Образовательный
центр ИТ –
перемена»
14.11.2024г 72 часа
Илатовская
Елена
сергеевна
Учитель
начальных
классов

Средне-специальное
«Котласское
педучилище»1994год

Первая

26

Курсы
«Обучение детей с
ограниченными
возможностями
здоровья (ОВЗ)
согласно ФГОС»
г. Курган
«Образовательный
центр ИТ –
перемена»

14.11.2024г 72 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».