МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Архангельской области Управление образования администрации Устьянского муниципального округа МБОУ "Киземская СОШ" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНЫЙ КУРС «МОРЯНКА» КЛАСС УЧИТЕЛЬ 3 Рогачева И.С. СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ распоряжения Министерства образования, науки и культуры Архангельской области от 11.06.2010 № 645 «О введении курса краеведения «Морянка» в общеобразовательных учреждениях Архангельской области». Авторская программа по краеведению «Морянка» для учащихся 2-4 классов / Отв. ред. И.Ф. Полякова – Архангельск, 2010 ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ: Морянка: Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах /науч.ред. Э.И. Николаева; сост., отв. Ред. И.Ф. Полякова – 3-е изд., перераб. и доп. –Архангельск: ГОУ «АО ИППК РО». 2010 Морянка: Рабочая тетрадь для 3-х классов общеобразовательных учебных заведений/Под ред. И.Ф.Поляковой. – Архангельск, 2020 Словарь-справочник для младших школьников /науч.ред.Э.И Николаева. Отв. ред. Е.В. Михайленко.- Архангельск: ГАОУ «Архангельский областной институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», 2011 Планируемые результаты изучения учебного курса Ученик научится: Ученик получит возможность научиться: - о сметливости, талантливости, щедрости и знать: - символику родного края; великодушии поморов; древние города и села Архангельской - о творчестве музыкантов, художников области, их достопримечательности; Севера. - особенности северного народного костюма; - имена выдающихся деятелей науки и культуры родного края (не менее 3); - названия стран, в которых проходило обучение М.В.Ломоносова, основные события в годы его учения; - географическое положение Архангельской области; - основные водоемы родного края; - основные виды профессий нашего края; уметь: - объяснять значение символики Архангельской области; - записывать названия стран, и отдельных городов, в которых учился М.В. Ломоносов; - правильно вести себя в природе; - приводить примеры животных и растений родного края; соблюдать правила здорового питания; Содержание учебного курса «Вот она какая, дорогая родина моя» - знакомство с символамиАрхангельской области, географическим положением и древними городами. Б.Гнедовский. «Из истории Архангельского Севера», А.Каковкина. «Каргополь», Ю. Новожилов. «Первый морской порт России», С.Цапенко. «Государева дорога». «Славные поморы» - изучение жизни Михаила Васильевича Ломоносова, его вклад в российскую науку, знакомство с знаменитыми людьми Архангельской области. О. Тихомиров. «Держись, Михайло!», «В Москву», «На школьной скамье», С. АндреевКривич. «Жить надо не начерно, а набело», Г.Черненко. «Пупырь», Н.Равич. «Поморы – выдающиеся деятели», Б. Шергин. «М.Д.Кривополенова», С. Писахов. «Как я стал сказочником», Г.Дурасов. «Сказ о жизни Ульяны Бабкиной», С.Цапенко. «Борисов Александр Алексеевич», Е Коковин. «Илья Константинович Вылко», Е. Овсянкин. «За родной Север», «Экипаж капитана Гастелло», В.Пикуль. «Юнги Северного флота». «Вырастешь большой, будешь хороший и баской» знакомство с особенностями культуры и быта поморской семьи, профессиями, характерными для северного края.Ф.Лев. «Поморы», «Морянка задула», Л.Яхнин. «Родные места», Ф.Абрамов. «А не устроить ли лето?», Б.Шергин. «Одно дело делаешь, другого не порть», «Плотник думает топором», Стихи В.Аушева, В. Беднова, Н.Журавлева «Мой Север, скупой чародей!» - закрепление знаний о природе родного края, формирование эстетических чувств, связанных с её созерцанием. Б.Шергин. «Двинская земля», О.Фокина. «Я в лесу была сегодня…», Ф Абрамов. «На мартовском солнышке», «Дождались», «Комары», «Зеленая весна», «Началось лето», «Осина», «Соловей», «Жаворонок», «Ржаное поле», «Сентябрь», «Осеннее солнце», «Тишина», «Закат», «Серебряные сполохи», «На воробьиный скок», «Январь», «Утренняя заря», «Где лето с зимой встречается», Д.Ушаков. «Морошка», «Север -батюшко», Ф. Лев. «Самая сладкая ягода», В. Аушев. «Брусничное море», И.Полуянов. «Теплая земля», «Шепот снегов», В.Шелыгин. «Осень», «Рябина», Н.Рубцов. «Ворона», «Воробей». «И всему народному – раздолье! И всему душевному – простор!» – знакомство с народным творчеством. С.Писахов. «Не любо – не слушай», «Северно сияние», «Своя радуга», «Как поп работницу нанимал», «Как купчиха постничала», «Соломбальская бывальщина», Б.Шергин. «Рифмы», «Шиш и трактирщица», «Тили -тили», М.Попов. «Волшебные яблоки», «Иванова кочка», Сказки, колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки. Считалки, дразнилки. Заклички, приговорки, молчанки. Песенки, припевки, скороговорки, загадки. Пословицы и поговорки. Частушки. Сказки северных народов. Былины. Тематическое планирование № урока Тема урока Количество часов 1 Север синий на краю России 1 2-3 Древние города и сёла Севера 2 4-5 М.В. Ломоносов – путь в науку 2 Как рукодельница семью одевала 1 Архангельская земля богата талантами 4 12 Водоёмы нашего края 1 13 Болота и луга как сообщества нашего края 1 14 Лесные богатства нашего края 1 15 Природа в опасности! 1 16 А профессий на Севере немало 1 17 Здоровью цены нет 1 6 7-11