РП Функциональная грамотность. 9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Архангельской области
Управление образования администрации Устьянского муниципального округа
Архангельской области

МБОУ "Киземская СОШ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность: учимся для жизни»
для обучающихся 9 классов

Поселок Кизема 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности ««Функциональная грамотность:
учимся для жизни» для обучающихся 9б класса разработана в соответствии со
следующими нормативными документами:
 Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Федеральная образовательная программа основного общего образования,
утвержденная приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 г. № 370;
 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287 (в
ред. от 08.11.2022 г.);
 Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. №28;
 Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача
РФ от 28.01.2021 г. № 2.
Актуальность и назначение программы
Актуальность программы определяется изменением требований реальности к
человеку, получающему образование и реализующему себя в современном социуме. Эти
изменения включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, ее включенности
в различные социальные сферы и социальные отношения. Для успешного функционирования
в обществе нужно уметь использовать получаемые знания, умения и навыки для решения
важных задач в изменяющихся условиях, а для этого находить, сопоставлять,
интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон,
осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать конструктивные
решения. Необходимо планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку,
взаимодействовать с другими, действовать в ситуации неопределенности.
Введение в российских школах Федеральных государственных образовательных
стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) и основного общего образования
(ФГОС ООО) актуализировало значимость формирования функциональной грамотности с
учетом новых приоритетных целей образования, заявленных личностных, метапредметных и
предметных планируемых образовательных результатов.
Реализация требований ФГОС предполагает дополнение содержания школьного
образования спектром компонентов функциональной грамотности и освоение способов их
интеграции.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся
для жизни» предлагает системное предъявление содержания, обращающегося к различным
направлениям функциональной грамотности.
Основной целью курса является формирование функционально грамотной личности,
ее готовности и способности «использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни
знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в
различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Реализация программы и формы проведения занятий
Программа реализуется в работе с обучающимися 9б класса.
Программа курса рассчитана на 2024-2025 учебный год с проведением занятий 1
раз в неделю.
Реализация программы предполагает использование форм работы, которые
предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной
и групповой работы, проектную и исследовательскую деятельность, деловые игры,

организацию социальных практик. Таким образом, вовлеченность школьников в данную
внеурочную деятельность позволит обеспечить их самоопределение, расширить зоны поиска
своих интересов в различных сферах прикладных знаний, переосмыслить свои связи с
окружающими, свое место среди других людей. В целом реализация программы вносит
вклад в нравственное и социальное формирование личности.
Методическим обеспечением курса являются задания разработанного банка для
формирования и оценки функциональной грамотности, размещенные на портале Российской
электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/), портале ФГБНУ ИСРО РАО
(http://skiv.instrao.ru/), электронном образовательном ресурсе издательства «Просвещение»
(https://media.prosv.ru/func/), материалы из пособий «Функциональная грамотность. Учимся
для жизни» (17 сборников) издательства «Просвещение», а также разрабатываемые
методические материалы в помощь учителям, помогающие грамотно организовать работу
всего коллектива школьников, а также их индивидуальную и групповую работу.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций
примерной программы воспитания.
Согласно Примерной программе воспитания у современного школьника должны быть
сформированы ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества,
знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Эти ценности находят свое отражение в
содержании занятий по основным направлениям функциональной грамотности, вносящим
вклад в воспитание гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое,
экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного познания, формирование культуры
здорового образа жизни, эмоционального благополучия. Реализация курса способствует
осуществлению главной цели воспитания – полноценному личностному развитию
школьников и созданию условий для их позитивной социализации.
Особенности работы педагога по программе
В планировании, организации и проведении занятий принимают участие учителя
разных предметов. Это обеспечивает объединение усилий учителей в формировании
функциональной грамотности как интегрального результата личностного развития
школьников.
Задача педагогов состоит в реализации содержания курса через вовлечение
обучающихся в многообразную деятельность, организованную в разных формах.
Результатом работы в первую очередь является личностное развитие ребенка. Личностных
результатов педагоги могут достичь, увлекая ребенка совместной и интересной для него
деятельностью, устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую
атмосферу, насыщая занятия личностно ценностным содержанием.
Особенностью занятий является их интерактивность и многообразие используемых
педагогом форм работы.
Реализация программы предполагает возможность вовлечения в образовательный
процесс родителей и социальных партнёров школы.

3

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение. О шести составляющих функциональной грамотности
Содержание курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся
для жизни» представлено шестью модулями, в число которых входят читательская
грамотность, математическая грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая
грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
Читательская грамотность
«Читательская грамотность – способность человека понимать, использовать,
оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих
целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Читательская грамотность – основа формирования функциональной грамотности в
целом. Особенность этого направления в том, что читательская грамотность формируется
средствами разных учебных предметов и разными форматами внеурочной деятельности.
Модуль «Читательская грамотность» в рамках курса предусматривает работу с текстами
разных форматов (сплошными, несплошными, множественными), нацелен на обучение
приемам поиска и выявления явной и скрытой, фактологической и концептуальной, главной
и второстепенной информации, приемам соотнесения графической и текстовой информации,
приемам различения факта и мнения, содержащихся в тексте. Занятия в рамках модуля
предполагают работу по анализу и интерпретации содержащейся в тексте информации, а
также оценке противоречивой, неоднозначной, непроверенной информации, что формирует
умения оценивать надежность источника и достоверность информации, распознавать
скрытые коммуникативные цели автора текста, в том числе манипуляции, и вырабатывать
свою точку зрения.
Математическая грамотность
Фрагмент программы внеурочной деятельности в части математической грамотности
разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования с учетом современных мировых требований, предъявляемых к
математическому образованию, Концепции развития математического образования в
Российской Федерации и традиций российского образования, которые обеспечивают
овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного
образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и
познавательного развития обучающихся.
Функциональность математики определяется тем, что ее предметом являются
фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные
отношения. Без математических знаний затруднено понимание принципов устройства и
использования современной техники, восприятие и интерпретация социальной,
экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая
деятельность. Каждому человеку приходится выполнять расчеты и составлять алгоритмы,
применять формулы, использовать приемы геометрических измерений и построений, читать
информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, принимать решения в
ситуациях неопределенности и понимать вероятностный характер случайных событий.
Формирование функциональной математической грамотности естественным образом
может осуществляться на уроках математики, причем как в рамках конкретных
изучаемых тем, так и в режиме обобщения и закрепления. Однако менее формальный формат
внеурочной деятельности открывает дополнительные возможности для организации
образовательного процесса, трудно реализуемые в рамках традиционного урока. Во-первых,
это связано с потенциалом нетрадиционных для урочной деятельности форм проведения
математических занятий: практические занятия в аудитории и на местности, опрос и
изучение общественного мнения, мозговой штурм, круглый стол и презентация. Во-вторых,
такой возможностью является интеграция математического содержания с содержанием
других учебных предметов и образовательных областей. В данной программе предлагается
4

«проинтегрировать» математику с финансовой грамотностью, что не только иллюстрирует
применение математических знаний в реальной жизни каждого человека и объясняет важные
понятия, актуальные для функционирования современного общества, но и создает
естественную мотивационную подпитку для изучения как математики, так и
обществознания.
Естественно-научная грамотность
Задачи формирования естественно-научной грамотности в рамках как урочной, так и
неурочной деятельности в равной мере определяются смыслом понятия естественно-научной
грамотности, сформулированным в международном исследовании PISA: «Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию
по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность
интересоваться естественно-научными идеями. Естественно-научно грамотный человек
стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к
естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
 научно объяснять явления;
 демонстрировать понимание особенностей естественно-научного исследования;
 интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения
выводов».
Вместе с тем внеурочная деятельность предоставляет дополнительные возможности с
точки зрения вариативности содержания и применяемых методов, поскольку все это в
меньшей степени, чем при изучении систематических учебных предметов, регламентируется
образовательным стандартом. Учебные занятия по естественно-научной грамотности в
рамках внеурочной деятельности могут проводиться в разнообразных формах в зависимости
от количественного состава учебной группы (это совсем не обязательно целый класс),
ресурсного обеспечения (лабораторное оборудование, медиа ресурсы), методических
предпочтений учителя и познавательной активности учащихся.
Финансовая грамотность
Формирование финансовой грамотности предполагает освоение знаний, умений,
установок и моделей поведения, необходимых для принятия разумных финансовых решений.
С этой целью в модуль финансовой грамотности Программы включён раздел «Основы
финансового успеха» (9 класс). Изучая темы этих разделов, обучающиеся познакомятся с
базовыми правилами грамотного использования денежных средств, научатся выявлять и
анализировать финансовую информацию, оценивать финансовые проблемы, обосновывать
финансовые решения и оценивать финансовые риски. Занятия по программе способствуют
выработке умений и навыков, необходимых при рассмотрении финансовых вопросов, не
имеющих однозначно правильных решений, требующих анализа альтернатив и возможных
последствий сделанного выбора с учетом возможностей и предпочтений конкретного
человека или семьи. Содержание занятий создает условия для применения финансовых
знаний и понимания при решении практических вопросов, входящих в число задач,
рассматриваемых при изучении математики, информатики, географии и обществознания.
Глобальные компетенции
Направление «глобальные компетенции» непосредственно связано с освоением знаний по
проблемам глобализации, устойчивого развития и межкультурного взаимодействия,
изучение которых в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного
общего образования входит в программы естественно-научных, общественно-научных
предметов и иностранных языков. Содержание модуля отражает два аспекта: глобальные
проблемы и межкультурное взаимодействие. Организация занятий в рамках модуля по
«глобальным компетенциям» развивает критическое и аналитическое мышление, умения
анализировать глобальные и локальные проблемы и вопросы межкультурного
взаимодействия, выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения, объяснять
сложные ситуации и проблемы, оценивать информацию, а также действия людей и их
воздействие на природу и общество.
5

Деятельность по формированию глобальной компетентности обучающихся позволяет
решать образовательные и воспитательные задачи, ориентируя школьников с учетом их
возраста и познавательных интересов на современную систему научных представлений о
взаимосвязях человека с природной и социальной средой, повышение уровня экологической
культуры, применение знаний из социальных и естественных наук при планировании своих
действий и поступков и при оценке их возможных последствий для окружающей среды и
социального окружения.
Креативное мышление
Модуль «Креативное мышление» отражает новое направление функциональной
грамотности. Введение этого направления обусловлено тем, что сегодня, как никогда
раньше, общественное развитие, развитие материальной и духовной культуры, развитие
производства зависят от появления инновационных идей, от создания нового знания и от
способности его выразить и донести до людей. Привычка мыслить креативно помогает
людям достигать лучших результатов в преобразовании окружающей действительности,
эффективно и грамотно отвечать на вновь возникающие вызовы. Именно поэтому
креативное мышление рассматривается как одна из составляющих функциональной
грамотности, характеризующей способность грамотно пользоваться имеющимися знаниями,
умениями, компетенциями при решении самого широкого спектра проблем, с которыми
современный человек встречается в различных реальных ситуациях. Задача и назначение
модуля – дать общее представление о креативном мышлении и сформировать базовые
действия, лежащие в его основе: умение выдвигать, оценивать и совершенствовать идеи,
направленные на поиск инновационных решений во всех сферах человеческой жизни.
Содержание занятий направлено на формирование у обучающихся общего понимания
особенностей креативного мышления. В ходе занятий моделируются ситуации, в которых
уместно и целесообразно применять навыки креативного мышления, учащиеся осваивают
систему базовых действий, лежащих в основе креативного мышления. Это позволяет
впоследствии, на уроках и на классных часах, в ходе учебно-проектной и учебноисследовательской деятельности использовать освоенные навыки для развития и
совершенствования креативного мышления.
Каждый модуль Программы предлагается изучать в объеме 5 часов в неделю. Во всех
модулях в последовательно усложняющихся контекстах предлагаются задания, основанные
на проблемных жизненных ситуациях, формирующие необходимые для функционально
грамотного человека умения и способы действия. Последнее занятие используется для
подведения итогов, проведения диагностики, оценки или самооценки и рефлексии.

6

Содержание каждого модуля
9 класс
Название модуля
Введение в курс «Функциональная грамотность» для учащихся 9 класса
Модуль 1: Читательская грамотность «События и факты с разных точек
зрения»
1
Смысл жизни (я и моя жизнь)
2
Самоопределение
3
Смыслы, явные и скрытые
Модуль 2: Естественно-научная грамотность «Знания в действии»
1
Наука и технологии
2
Вещества, которые нас окружают
3
Наше здоровье
4
Заботимся о Земле
Модуль 3: Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в
школе и в жизни»
Креативность в учебных ситуациях, ситуациях личностного роста и
1
социального проектирования. Анализ моделей и ситуаций.
Модели заданий:
 диалоги (ПС),
 инфографика (ВС),
 личностные действия и социальное проектирование (СПр),
 вопросы методологии научного познания (ЕНПр).
2
3

4
5

5

5

5

Выдвижение разнообразных идей. Проявляем гибкость и беглость
мышления при решении жизненных проблем.
Выдвижение креативных идей и их доработка. Оригинальность и
проработанность. В какой жизненной ситуации мне помогла
креативность? Моделируем жизненную ситуацию: когда может
понадобиться креативность
От выдвижения до доработки идей. Создание продукта. Выполнение
проекта на основе комплексного задания.
Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итоговой работы

Модуль 4: Математическая грамотность «Математика в окружающем
мире»
1
В общественной жизни: социальные опросы
2

На отдыхе: измерения на местности

3

В общественной жизни: интернет

4

В домашних делах: коммунальные платежи

Модуль 5: Финансовая грамотность «Основы финансового успеха»
1

Количество
часов
1

Мое образование — мое будущее
7

4

4

2

Человек и работа: что учитываем, когда делаем выбор

3

Налоги и выплаты: что отдаем и как получаем

Самое главное о профессиональном выборе: образование, работа и
финансовая стабильность
Интегрированные занятия: Финансовая грамотность+ Математика
4

1

«Труд, зарплата и налог — важный опыт и урок»

Модуль 6: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы
отвечаем за планету. Мы будем жить и работать в изменяющемся
цифровом мире»
1
Какое общение называют эффективным. Расшифруем «4к»
23
45

2

5

Общаемся в сетевых сообществах, сталкиваемся со стереотипами,
действуем сообща
Почему и для чего в современном мире нужно быть глобально
компетентным? Действуем для будущего: учитываем цели устойчивого
развития

Рефлексивное занятие

3

Итого по программе

34 часа

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений обучающимися
следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Они
формируются во всех направлениях функциональной грамотности, при этом определенные
направления создают наиболее благоприятные возможности для достижения конкретных
образовательных результатов.
Личностные результаты
 осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и
своего места в мире);
 готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;
 ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
 готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
 осознание ценности самостоятельности и инициативы;
 наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;
 проявление интереса к способам познания;
 стремление к самоизменению;
 сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
 ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
 установка на активное участие в решении практических задач, осознание важности
образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений;
 осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
8





активное участие в жизни семьи;
приобретение опыта успешного межличностного общения;
готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в
коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
 проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности;
бережного отношения к личному и общественному имуществу;
 соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернет-среде.
Личностные
результаты,
обеспечивающие
адаптацию
обучающегося
к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
 освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание личной
ответственности за свои поступки в мире;
 готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у
других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других;
 осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе формулировать

9

идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных,
осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать свое
развитие.
Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры:
 умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
 умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
 ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды;
 повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей
роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред;
 готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и отражают
способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия,
составляющие умение учиться:
 овладение универсальными учебными познавательными действиями;
 овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;
 овладение универсальными регулятивными действиями.
 Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких
предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных
предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей
в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий
(познавательные, коммуникативные, регулятивные);
 способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
 готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной
деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими
работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной
образовательной траектории;
 способность организовать и реализовать собственную познавательную деятельность;
 способность к совместной деятельности;
 овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных
текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения
информации и ее целевой аудитории.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
 владеть базовыми логическими операциями:
– сопоставления и сравнения,
– группировки, систематизации и классификации,
– анализа, синтеза, обобщения,
– выделения главного;
 владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. с помощью схем и знакосимволических средств;
 выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
 устанавливать существенный признак классификации, основания
10




для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности
и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
 предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
 выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
 выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
 делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
 самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно
выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:
 использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
 формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
 формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
 проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент,
небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения,
причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
 оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе
исследования (эксперимента);
 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного
наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности
полученных выводов и обобщений;
 прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
 выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
 находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;
 самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной
графикой и их комбинациями;
 оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
 эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает
сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения;
 выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
11



распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты,
вести переговоры;
 понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
 в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
 сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
 публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта
(эксперимента, исследования, проекта);
 самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых
форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
 уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
 планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения,
обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
 выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
 оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
 сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает
сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
 выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
 ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
 самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
 составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об
изучаемом объекте;
 делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
 владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
12




давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
 объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации;
 вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
 оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
 различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
 выявлять и анализировать причины эмоций;
 ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
 регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
 осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
 признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
 принимать себя и других, не осуждая;
 открытость себе и другим;
 осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных
навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты освоения программы основного общего образования
представлены с учетом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе
внеурочной деятельности обучающихся по формированию и оценке функциональной
грамотности.
Занятия по читательской грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в
достижение следующих предметных результатов по предметной области «Русский язык и
литература».
По учебному предмету «Русский язык»:
 понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, официально-деловых,
публицистических, художественных текстов различных функционально-смысловых
типов речи: формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли
текста; формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная,
сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста;
 овладение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного
текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой
информации в тексте;
 представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-научного текста
в виде таблицы, схемы;
 комментирование текста или его фрагмента;
 извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею;
 анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных речевых
высказываний с точки зрения решения коммуникативной задачи;
 определение лексического значения слова разными способами (установление
значения слова по контексту).
По учебному предмету «Литература»:
 овладение умениями смыслового анализа художественной литературы, умениями
воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное;
13



умение анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять
тематику и проблематику произведения; выявлять позицию героя, повествователя,
рассказчика, авторскую позицию, учитывая художественные особенности
произведения и воплощенные в нем реалии; выявлять особенности языка
художественного произведения;
 овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально
изученных художественных произведений (в том числе с использованием методов
смыслового чтения, позволяющих воспринимать, понимать и интерпретировать
смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных
учебных задач и удовлетворения эмоциональных потребностей общения с книгой,
адекватно воспринимать чтение слушателями, и методов эстетического анализа).
Занятия по математической грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят
вклад в достижение следующих предметных результатов по учебному предмету
«Математика».
Использовать в практических (жизненных) ситуациях следующие предметные
математические умения и навыки:
 сравнивать и упорядочивать натуральные числа, целые числа, обыкновенные и
десятичные дроби, рациональные и иррациональные числа; выполнять, сочетая
устные и письменные приемы, арифметические действия с рациональными числами;
выполнять проверку, прикидку результата вычислений; округлять числа; вычислять
значения числовых выражений; использовать калькулятор;
 решать практико-ориентированные задачи, содержащие зависимости величин
(скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость), связанные с отношением,
пропорциональностью величин, процентами (налоги, задачи из области управления
личными и семейными финансами),решать основные задачи на дроби и проценты,
используя арифметический и алгебраический способы, перебор всех возможных
вариантов, способ «проб и ошибок»; пользоваться основными единицами измерения:
цены, массы; расстояния, времени, скорости; выражать одни единицы величины через
другие; интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений,
связанных со свойствами рассматриваемых объектов;
 извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице,
линейной, столбчатой и круговой диаграммах, интерпретировать представленные
данные, использовать данные при решении задач; представлять информацию с
помощью таблиц, линейной и столбчатой диаграмм, инфографики; оперировать
статистическими характеристиками: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и
наименьшее значения, размах числового набора;
 оценивать вероятности реальных событий и явлений, понимать роль практически
достоверных и маловероятных событий в окружающем мире и в жизни;
 пользоваться геометрическими понятиями: отрезок, угол, многоугольник,
окружность, круг; распознавать параллелепипед, куб, пирамиду, конус, цилиндр,
использовать терминологию: вершина, ребро, грань, основание, развертка; приводить
примеры объектов окружающего мира, имеющих форму изученных плоских и
пространственных фигур, примеры параллельных и перпендикулярных прямых в
пространстве, на модели куба, примеры равных и симметричных фигур; пользоваться
геометрическими понятиями: равенство фигур, симметрия, подобие; использовать
свойства изученных фигур для их распознавания, построения; при- менять признаки
равенства треугольников, теорему о сумме углов треугольника, теорему Пифагора,
тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей;
 находить длины отрезков и расстояния непосредственным измерением с помощью
линейки; находить измерения параллелепипеда, куба; вычислять периметр
многоугольника, периметр и площадь фигур, составленных из прямоугольников;
14

находить длину окружности, плошадь круга; вычислять объем куба, параллелепипеда
по заданным измерениям; решать несложные задачи на измерение геометрических
величин в практических ситуациях; пользоваться основными метрическими
единицами измерения длины, площади, объема; выражать одни единицы величины
через другие;
 использовать алгебраическую терминологию и символику; выражать формулами
зависимости между величинами; понимать графический способ представления и
анализа информации, извлекать и интерпретировать информацию из графиков
реальных процессов и зависимостей, использовать графики для определения свойств
процессов и зависимостей;
 переходить от словесной формулировки задачи к ее алгебраической модели с
помощью составления уравнения или системы уравнений, интерпретировать в
соответствии с контекстом задачи полученный результат; использовать неравенства
при решении различных задач;
 решать задачи из реальной жизни, связанные с числовыми последовательностями,
использовать свойства последовательностей.
Занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят
вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области
«Естественно-научные предметы»:
 умение объяснять процессы и свойства тел, в том числе в контексте ситуаций
практико-ориентированного характера;
 умение проводить учебное исследование, в том числе понимать задачи исследования,
применять методы исследования, соответствующие поставленной цели, осуществлять
в соответствии с планом собственную деятельность и совместную деятельность в
группе;
 умение применять простые физические модели для объяснения процессов и явлений;
 умение характеризовать и прогнозировать свойства веществ в зависимости от их
состава и строения, влияние веществ и химических процессов на организм человека и
окружающую природную среду;
 умение использовать изученные биологические термины, понятия, теории, законы и
закономерности для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и
процессов;
 сформированность представлений об экосистемах и значении биоразнообразия; о
глобальных экологических проблемах, стоящих перед человечеством, и способах их
преодоления;
 умение использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа жизни,
сбалансированного питания и физической активности; умение противодействовать
лженаучным манипуляциям в области здоровья;
 умение характеризовать принципы действия технических устройств промышленных
технологических процессов.
Занятия по финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в
достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям:
 освоение системы знаний, необходимых для решения финансовых вопросов, включая
базовые финансово-экономические понятия, отражающие важнейшие сферы
финансовых отношений;
 формирование умения устанавливать и объяснять взаимосвязи явлений, процессов в
финансовой сфере общественной жизни, их элементов и основных функций;
 формирование умения решать познавательные и практические задачи, отражающие
выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей и социальные
взаимодействия в финансовой сфере общественной жизни, в том числе направленные
на определение качества жизни человека, семьи и финансового благополучия;
15



формирование умения использовать полученную информацию в процессе принятия
решений о сохранении и накоплении денежных средств, при оценке финансовых
рисков, при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг;
 формирование умения распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и
окружающих в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в том
числе фишинг);
 формирование умения с опорой на знания, факты общественной жизни и личный
социальный опыт оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки
зрения их соответствия экономической рациональности (включая вопросы, связанные
с личными финансами, для оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств,
применения недобросовестных практик);
 приобретение опыта использования полученных знаний в практической
деятельности, в повседневной жизни для принятия рациональных финансовых
решений в сфереуправления личными финансами, определения моделей
целесообразного финансового поведения, составления личного финансового плана.
Занятия по глобальным компетенциям в рамках внеурочной деятельности вносят вклад
в достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям:
 освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для
соответствующей предметной области;
 формирование предпосылок научного типа мышления;
 освоение деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при
создании учебных и социальных проектов.
Занятия по креативному мышлению в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в
достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям:
 способность с опорой на иллюстрации и/или описания ситуаций составлять названия,
сюжеты и сценарии, диалоги и инсценировки;
 проявлять творческое воображение, изображать предметы и явления;
 демонстрировать с помощью рисунков смысл обсуждаемых терминов, суждений,
выражений и т.п.;
 предлагать адекватные способы решения различных социальных проблем в области
энерго- и ресурсосбережения, в области экологии, в области заботы о людях с
особыми потребностями, в области межличностных взаимоотношений;
 ставить исследовательские вопросы, предлагать гипотезы, схемы экспериментов,
предложения по изобретательству.

16

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№
п/п

Название раздела/темы

Количество
часов на
раздел/тему

1

Введение в курс «Функциональная
грамотность» для учащихся 9 класса

1

2

Модуль 1: Читательская грамотность
«События и факты с разных точек зрения»

5

3

Модуль 2: Естественно-научная
грамотность «Знания в действии»

5

4

Модуль 3: Креативное мышление
«Проявляем креативность на уроках, в
школе и в жизни»

5

В том числе
(при
необходимости)
Практические
(творческие
/лабораторные)
работы

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

Портал Российской электронной школы
(https://fg.resh.edu. ru/).
Портал ФГБНУ ИСРО РАО,
Сетевой комплекс информационного взаимодействия
субъектов Российской Федерации в проекте
«Мониторинг формирования функциональной
грамотности учащихся» (http://skiv.instrao.ru/).
Материалы образовательного ресурса издательства
«Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)
Сетевой комплекс информационного взаимодействия
субъектов Российской Федерации в проекте
«Мониторинг формирования функциональной
грамотности учащихся» (http://skiv.instrao.ru/).
Образовательный ресурс издательства «Просвещение»
(https://media.prosv. ru/func/)
Портал РЭШ (https:// fg.resh.edu.ru)
Сетевой комплекс информационного взаимодействия
субъектов Российской Федерации в проекте
«Мониторинг формирования функциональной
грамотности учащихся» (http://skiv. instrao.ru)
Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru)
Образовательный ресурс издательства «Просвещение»
(https://media.prosv. ru/func/)
Портал РЭШ (https:// fg.resh.edu.ru)
17

5
6

7

8

Модуль 4: Математическая грамотность
«Математика в окружающем мире»
Модуль 5: Финансовая грамотность
«Основы финансового успеха»

4

Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru)

4

Интегрированные занятия: Финансовая
грамотность+ Математика

2

Модуль 6: Глобальные компетенции
«Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за
планету. Мы будем жить и работать в
изменяющемся цифровом мире»
Рефлексивное занятие
Итого

5

Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru)
Образовательный ресурс издательства «Просвещение»
(https://media.prosv. ru/func/)
Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru)
Образовательный ресурс издательства «Просвещение»
(https://media.prosv. ru/func/)
Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru)
Образовательный ресурс издательства «Просвещение»
(https://media.prosv. ru/func/)
Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru)

3
34 часа

18

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Формы проведения
занятий
Введение в курс «Функциональная грамотность» для учащихся 9 класса
Игры и упражнения,
1
Введение
1
помогающие
объединить участников
программы, которые
будут посещать занятия.
Беседа, работа в
группах, планирование
работы.
№

Тема раздела/урока

К /ч

Модуль1:Читательскаяграмотность:«События и факты с разных точек зрения» (5ч)
2
Смысл жизни (я и моя жизнь)
1
Творческая лаборатория

3-4-5 Самоопределение

6

Смыслы, явные и скрытые

3

Дискуссия

1

Игра-расследование

19

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Портал Российской электронной школы
(https://fg.resh.edu. ru/)
Портал ФГБНУ ИСРО РАО,
Сетевой комплекс информационного
взаимодействия субъектов Российской
Федерации в проекте «Мониторинг
формирования функциональной грамотности
учащихся» (http://skiv.instrao.ru/). Материалы
образовательного ресурса издательства
«Просвещение» (https://media.prosv.
ru/func/).Материалы из пособий
«Функциональная грамотность.Учимся для
жизни» издательства «Просвещение»
«Зарок» (http://skiv. instrao.ru/)
«Самое старое место»: образовательный
ресурс издательства «Просвещение»
(https://media.prosv. ru/func/)
«Киберспорт» Читательская грамотность.
Сборник эталонных заданий. Выпуск 1.
Учеб. пособие для общеобразоват.
организаций. В 2-х ч. Часть 2. – М. , СПб. :
«Просвещение», 2020. «Походы» (http://
skiv.instrao.ru/)
«Выигрыш» Читательская грамотность.
Сборник эталонных заданий. Выпуск 2.
Учеб. пособие для общеобразоват.
организаций. В 2-х ч. Часть 2. – М., СПб.:
«Просвещение», 2021).

Модуль2:Естественно-научнаяграмотность:«Знаниявдействии»(5ч)
Работа индивидуально
7
Наука и технологии
1
или в парах.
Обсуждение
результатов выполнения
заданий.
Работа индивидуально
8
Вещества, которые нас окружают
1
или в парах.
Обсуждение
результатов выполнения
заданий.

Портал РЭШ (https://fg.resh.edu. ru)

Портал РЭШ (https:// fg.resh.edu.ru)
Сетевой комплекс информационного
взаимодействия субъектов Российской
Федерации в проекте «Мониторинг
формирования функциональной грамотности
учащихся» (http://skiv. instrao.ru)
Работа индивидуально
9
Наше здоровье
1
«О чем расскажет анализ крови»:
или в парах.
образовательный ресурс издательства
Обсуждение
«Просвещение» (https:// media.prosv.ru/func/)
результатов выполнения Естественно-научная грамотность. Сборник
заданий.
эталонных заданий. Выпуск 2: учеб. пособие
для общеобразовательных организаций / под
ред. Г. С. Ковалевой, А. Ю. Пентина. –
М. ; СПб. : Просвещение, 2021.
Работа в парах или
Естественно-научная грамотность. Сборник
10Заботимся о Земле
2
11
группах. Мозговой
эталонных заданий. Выпуск 2: учеб. пособие
штурм. Презентация
для общеобразовательных организаций / под
результатов выполнения ред. Г. С. Ковалевой, А. Ю. Пентина. —
заданий.
М. ; СПб. : Просвещение, 2021.
Портал РЭШ (https://fg.resh.edu. ru)
Модуль 3: Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школе и в жизни» (5 ч)
Креативность в учебных ситуациях, ситуациях
Работа в парах и малых
Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru).
12
1
личностного роста и социального проектирования
группах над
Комплексные задания:
различными
6 кл., Марафон чистоты, задание 2;
комплексными
8 кл., Инфографика. Солнечные дни,
заданиями.
9 кл., Помогите младшим школьникам
Презентация
полюбить чтение,
результатов обсуждения 9 кл., Утренние вопросы,
20

и подведение итогов

13

Выдвижение разнообразных идей.

1

Работа в парах и малых
группах.
Презентация
результатов обсуждения
и подведение итогов.

14

Выдвижение креативных идей и их доработка.

1

15

От выдвижения до доработки идей

1

Работа в малых группах
по поиску аналогий,
связей, ассоциаций.
Работа в парах и малых
группах по анализу и
моделированию
ситуаций, по
подведению итогов.
Презентация
результатов
обсуждения.
Работа в м лых группах
Презентация
результатов обсуждения

21

9 кл., Вечное движение.
«Как помочь бабушке?»: образовательный
ресурс издательства «Просвещение»
(https://media.prosv. ru/func/)
Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru)
Комплексные задания (задания на
выдвижение разнообразных идей, оценку и
отбор идей):
9 кл., Фантастический мир,
9 кл., Социальная реклама,
9 кл., NB или По метки на полях,
9 кл., Видетьглазами души,
9 кл., Какзащищаться от манипуляций,
9 кл., Транспорт будущего
«Узнай свою страну»: образовательный
ресурс издательства «Просвещение»
(https://media.prosv. ru/func/)
Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru)
Комплексные задания (задания на выдвижение креативных идей, доработку идей):
9 кл., Фантастический мир,
9 кл., Социальная реклама,
9 кл., NB или Пометки на полях,
9 кл., Видеть глаза ми души,
9 кл., Как защищаться от манипуляций,
9 кл., Транспорт будущего
Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru)
9 кл., Благодарность,
9 кл., Вещества и материалы
9 кл., Солнечные дети
«Транспорт будущего»: образовательный
ресурс издательства «Просвещение»

16

Диагностика и рефлексия. Само оценка

1

Индивидуальная работа.
Работа в парах.

Подведениеитоговпервойчастипрограммы:Рефлексивноезанятие1
17
Подведение итогов первойчасти программы.
1
Беседа
Самооценка результатов деятельности на занятиях
Модуль4:Математическаяграмотность:«Математикавокружающеммире»(4ч)
В общественной жизни: социальные опросы и
18.
1
Беседа, групповая
работа, индивидуальная
исследования.
Комплексные задания
работа, исследование
информационных
«Домашние животные»,
«Здоровое питание»
источников, опрос,
презентация, круглый
стол
19
На отдыхе: измерения на местности. Комплексное
1
Групповая работа,
задание «Как измерить ширину реки»
индивидуальная р бота,
практическая работа
(измерение на
местности)
В общественной жизни: интернет. Комплексное
20
1
Беседа, групповая
задание
работа, индивидуальная
«Покупка подарка
работа, изучение
в интернет-магазине»
интернет-ресурсов,
презентация
В домашних делах: коммунальные платежи.
21
1
Беседа, групповая
работа, индивидуальная
Комплексное задание
«Измерение и оплата электроэнергии»
работа, практическая
работа (вычисления с
использованием
электронных таблиц),
22

(https://media.prosv. ru/func/)
Портал РЭШ (https:// fg.resh.edu.ru)
Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru)
Диагностическая работа для 9 класса.
Креативное мышление.
Вариант 1. Экспедиция на Марс.
Вариант 2. Социальная инициатива
Приложение
«Домашние животные», «Здоровое питание»
(http://skiv. instrao.ru/)

«Как измерить ширину реки» (http://
skiv.instrao.ru/)

«Покупка подарка в интернет-магазине»
(http://skiv.instrao.ru/)

«Измерение и оплата электроэнергии» – в
Приложении (http:// skiv.instrao.ru/)

презентация
(рекомендаций)
Модуль5:Финансоваяграмотность:«Основыфинансовогоуспеха»(4ч)
Решение ситуативных и «Защита прав потребителей», «Опоздавший
22
Я – потребитель.
1
проблемных задач
миксер» (http:// skiv.instrao.ru/)
Беседа/ практическая
«Что делать с некачественным товаром»:
работа/ решение кейсов/ образовательный ресурс издательства
«Просвещение» (https://media. prosv.ru/func/)
игра
Человек и работа: что учитываем, когда делаем
Решение ситуативных и «Заработная плата» (http://skiv.instrao.ru/)
23
1
«Первая работа»: образовательный ресурс
выбор
проблемных задач
Беседа/ практическая
издательства
работа/игра
«Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)
Решение ситуативных и «Ежегодные налоги» (http://skiv.instrao.ru)
24
Налоги и выплаты: что отдаем и как получаем
1
«Транспортный налог»: образовательный
проблемных задач.
Беседа / практическая
ресурс издательства «Просвещение»
работа / решение кейсов (https://media.prosv. ru/func/)
/ игра
Решение ситуативных и «Зарплатная карта» (http://skiv.instrao.ru/)
25
Самое главное о профессиональном выборе:
1
образование, работа и финансовая стабильность
проблемных задач.
«Работа для Миши»: образовательный ресурс
издательства
Беседа / практическая
работа / решение кейсов «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)
/ дискуссия/ игра
«Агентство по
трудоустройству»
Интегрированныезанятия:Финансоваяграмотность+Математика(2ч),Финансоваяграмотность+Математика+Естественнонаучная(1ч)–зарамкамивыделенных5часовнафинансовуюграмотность
26
«Что посеешь, то и пожнешь»
1
Решение ситуативных и «Климатический магазин» (http://skiv.
// «Землю уважай – пожнешь урожай»
проблемных задач
instrao.ru)
Беседа/ практическая
работа/ игра
Решение ситуативных и «Новая работа», «Налог на новую
27
«Труд, зарплата и налог – важный опыт и урок»
2
проблемных задач
квартиру», «Пособие на ребенка» (http://
Беседа/ практическая
skiv.instrao.ru/)
работа/ игра, групповая «Старенький автомобиль»: образовательный
23

работа, индивидуальная
работа

ресурс издательства «Просвещение»
(https://media.prosv. ru/func/).

Модуль 6: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы будем жить и работать в
изменяющемся цифровом мире» (5 ч)
Какое общение называют эффективным.
Обсуждение
28
1
«Интернет в современном мире»:
Расшифруем
информации,
образовательный ресурс издательства
«4к»
предложенной
«Просвещение» (https:// media.prosv.ru/func/).
руководителем занятия / «Интернет в современном мире» Глобальные
игровая деятельность
компетенции. Сборник эталонных заданий.
Выпуск 2.
Ситуация «Ищем причины» (http://
skiv.instrao.ru/)
Общаемся в сетевых сообществах, сталкиваемся
Дискуссия / решение
Ситуации «Гендерное равенство и
292
30
со стереотипами, действуем сообща
познавательных задач и стереотипы», «Плюсы и минусы
разбор ситуаций
стереотипов», «Сетикет», «Сегодня у нас
презентация» (http://skiv.instrao.ru/)
«Новый ученик»: образовательный ресурс
издательства «Просвещение»
(https://media.prosv. ru/func/)
Почему и для чего в современном мире нужно быть 2
«Что такое глобальные компетенции?»:
31Дискуссия /
32
глобально компетентным? Действуем для
конференция / решение образовательный ресурс издательства
будущего: учитываем цели устойчивого развития
познавательных задач и «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)
разбор ситуаций
«Что такое «глобальные компетенции»?
Почему современный человек должен быть
глобально компетентным?» Глобальные
компетенции. Сборник эталонных заданий.
Выпуск 2.
Подведение итогов программы. Рефлексивное занятие 2
33
Подведение итогов
1
Групповая работа
Для конкретизации проявления
программы. Самооценка результатов деятельности
сформированности отдельных уровней ФГ
назанятиях
используются примеры заданий разного
уровня ФГ (http://skiv.instrao.ru/)
34
Итоговое занятие
1
Театрализованное
24

представление,
фестиваль, выставка
работ
Итого 34 часа

25

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Для повышения эффективности внеурочных занятий по формированию
функциональной грамотности (ФГ) необходимо в процессе их проведения получать
обратную связь как по отдельным этапам программы (модулям по каждому направлению
ФГ), так и в целом по проведению программы.
В качестве рекомендаций предлагается проведение двух занятий, назовем их
рефлексивными, в середине и конце годовой программы, целью которых будет не
формальная оценка сформированности отдельных сторон ФГ, а организация самооценки
учащихся своей деятельности на занятиях, осмысление результатов этой деятельности,
обсуждение и планирование деятельности на следующих занятиях или в следующем классе.
Для проведения рефлексивного занятия в середине программы предлагается методика
«Сытый или голодный?» Основная цель этой методики получить обратную связь от каждого
ученика.
Учитель предлагает тем ученикам, которые чувствуют на данный момент, что они уже
«насытились» содержанием функциональной грамотности, уверенно решают жизненные
проблемы, сесть по одну сторону от него; тем, кто еще ощущает себя «голодным»,
неуверенно себя чувствует при решении жизненных задач – по другую.
После разделения класса следует обсуждение, в ходе которого каждый, по
возможности, рассказывает о том, что оказало влияние на его решение, почему учащийся так
думает.
Рекомендуется начинать с «сытых».
Преподаватель фиксирует все высказанные «голодными» важные потребности, и в
заключение обсуждается то, что можно сделать для удовлетворения их «голода», как помочь
им насытиться (то есть достичь уверенности при решении задач по функциональной
грамотности).
В ходе рефлексииучащиеся оценивают результаты своей деятельности,
аргументируют и обосновывают свою позицию.
Учащиеся имеют возможность задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности на будущих занятиях, и предлагают варианты решений поставленных проблем.
Для проведения итогового рефлексивного занятия предлагается методика «Лестница
самооценки». Основная цель данной методики - самооценка уровня сформированности
функциональной грамотности по шести составляющим и обсуждение возможных действий,
направленных на повышение уровня ФГ отдельных учащихся и группы в целом.
Учащиеся разбиваются на 6 групп (по количеству составляющих ФГ). Ученики
должны сами образовать группы, а назначение компонента необходимо делать случайным
образом (например, используя принцип лотереи, когда ученик тянет бумажку с названием
компонента функциональной грамотности из шляпы/непрозрачного пакета).
Каждой из шести команд дается описание уровней сформированности той или иной
составляющей ФГ. Команда должна ответить на вопросы:
1) На каком уровне, по их мнению, находится класс по выпавшей им составляющей
ФГ?
2) Что нужно делать в следующем году, чтобы перейти на следующий уровень? Для
конкретизации проявления сформированности отдельных уровней ФГ можно использовать
примеры заданий разного уровня ФГ по всем шести составляющим (http://skiv. instrao.ru/).
На работу групп дается 10–15 минут. За это время ведущий занятия рисует на доске
пятиступенчатую лестницу, помечая каждую ступень цифрой от 1 до 5 (по числу уровней
ФГ). После окончания групповой работы кто-то из группы выходит и приклеивает стикер
(ставит магнит) на ту или иную ступень лестницы, нарисованной на доске. Учащиеся из
каждой группы объясняют, почему они пришли именно к такому выводу, дают свои
предложения по переходу на следующую ступень и обсуждают с классом пути перехода на
следующую ступень (на выступление каждой группы отводится 5 минут).

В ходе проведения данной методики учащиеся оценивают результаты своей
деятельности, аргументируют и обосновывают свою позицию, осуществляют
сотрудничество со сверстниками, учитывают разные мнения.
Для получения обратной связи на разных этапах программы учителя могут
использовать и другие методики, а также изменять предложенные методики, дополнять или
усложнять их в соответствии с интересами и особенностями группы учащихся и их
возрастом.

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».