РП учебного курса Функциональная грамотность 2 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Архангельской области
Управление образования администрации Устьянского
муниципального округа
МБОУ "Киземская СОШ"

Рабочая программа учебного курса
УЧЕБНЫЙ КУРС
КЛАСС

Функциональная грамотность

2

УЧИТЕЛЬ Акишина Л.Н., Фадина Т.В.
СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ программы развития познавательных
способностей учащихся младших классов с использованием методического
пособия для 1-4 классов «Функциональная грамотность. 2 класс.»/ М.В.Буряк,
С.А. Шейкина. – М: Планета, 2024. – 116 с.- (Учение с увлечением).

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:



Методическое пособие для 1-4 «Функциональная грамотность. 2
класс.»/ М.В.Буряк, С.А. Шейкина. – М: Планета, 2024. – 116 с.(Учение с увлечением).
Рабочая тетрадь «Функциональная грамотность. 2 класс.»/ М.В.Буряк,
С.А. Шейкина. – М: Планета, 2024. – 116 с.- (Учение с увлечением).

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая
программа курса
внеурочной
деятельности
«Функциональная грамотность» для второго класса разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, требованиями к основной образовательной
программе начального общего образования, Концепцией преподавания учебного
предмета
«Обществознание»,
на
основе
авторской
программы
«Функциональная грамотность» М.В. Буряк, С.А. Шейкиной.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные,
общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной
грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность»,
«Математическая
грамотность»,
«Финансовая
грамотность»
и
«Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них,
использования их содержания для достижения собственных целей, развития
знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не
техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на
текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является
формирование у обучающихся способности определять и понимать роль
математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные
математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в
настоящем
и
будущем
потребности,
присущие
созидательному,
заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного
поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта
применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в
области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные
знания для выделения в реальных ситуациях

2

проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных
методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах.
Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений,
которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия
соответствующих решений.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Читательская грамотность: понятия «художественный» и «научнопознавательный»; жанровое сходство и различия художественных и научнопознавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных
произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по
содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка
прочитанного.
Математическая грамотность: нахождение значений математических
выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их
значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы;
задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на
несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм,
календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение
геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности,
периметр треугольника.
Финансовая грамотность: деньги, аверс и реверс монеты, кредиты,
вклады, банковская карта, правила безопасного использования банковских карт,
фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот,
валюта.
Естественно-научная
грамотность:
наблюдения
и
простейшие
эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав
почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение
среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства
корней. Представление о позвоночных животных.

3

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих
личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в
обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области
семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового
характера: работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки,анализа и
представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе
моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного;
– делать
предварительный
отбор
источников
информации:
ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные
пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
объекты;

4

– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее
реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать
и
оценивать
свои
действия,
вносить
соответствующие коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с
критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в
соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и
условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о
них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои
знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные
грамотность»:

результаты

изучения

5

блока

«Математическая

– способность формулировать, применять и интерпретировать математику
в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы
описать, объяснить и предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать
обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы
конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные
результаты
изучения
блока
«Финансовая
грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о банковских картах;
– умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;
– представление о различных банковских услугах;
– проведение элементарных финансовых расчётов.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная
грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных
доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы
человеческого познания.
Учебно-тематический план
№
п/п
1

Наименование
тем
Блок «Читательская
грамотность»

Всего
часов
8

Формы проведения занятий
Работа с художественным
текстом, игровые
упражнения, практическая работа,
беседа, коллективноеобсуждение,
работа с иллюстративным

6

материалом, учебный
диалог.
Работа с художественным
текстом, игровые
упражнения, практическая работа,
беседа, коллективноеобсуждение,
работа с иллюстративным,
учебный
диалог.

2

Блок
«Математическая
грамотность»

8

3

Блок «Финансовая
грамотность»

8

Работа с художественным
текстом, игровые
упражнения, практическая работа,
беседа, коллективноеобсуждение,
работа с иллюстративным
материалом, учебный
диалог.

4

Блок «Естественнонаучная грамотность»

10

Работа с художественным
текстом, игровые
упражнения, практическая работа,
беседа, коллективноеобсуждение,
работа с иллюстративным
материалом, учебный
диалог, работа в
парах/группах.

Учебно-методические средства обучения
1. Функциональная грамотность. 2 класс. Программа внеурочной деятельности /
М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 96 с. – (Учение с увлечением).
2. Функциональная грамотность. 2 класс. Тренажёр для школьников/ М.В. Буряк,
С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 114 с. – (Учение с увлечением).

7

Тема

КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
Формируемые
изучения
умения

1

Михаил Пришвин.
Беличья память

Различия научнопознавательного и
художественного
текстов

2

Про беличьи запасы

Сложение
одинаковых
слагаемых,
решение задач

8

– Определять жанр,
тему, героев
произведения;
– объяснять
значения
выражений,
встретившихся в
тексте;
– озаглавливать
прочитанный текст;
– находить
необходимую
информацию в
прочитанном тексте;
– задавать вопросы
по содержанию
прочитанного и
отвечать на них;
– давать
характеристику
герою произведения;
– различать научнопознавательный
текст и
художественный;
находить их
сходство и различия.
– Работать с
таблицами:
интерпретировать и
дополнять данные;
– выполнять
сложение и
сравнение чисел в
пределах 100;
– объяснять
графические модели
при решении задач;

Дата
проведения
занятия

3

Беличьи
деньги

Бумажные и
металлические
деньги, рубль,
копейка.

4

Про белочку и
погоду

Наблюдения за
погодой

9

– анализировать
представленные
данные,
устанавливать
закономерности;
– строить ломаную
линию.
– Объяснять
значение понятий
«покупка»,
«продажа»,
«сделка», «деньги»;
– понимать, откуда
возникло название
российских денег
«рубль» и
«копейка»;
– находить у монеты
аверс и реверс;
– выполнять
логические
операции: анализ,
синтез и сравнение;
– готовить
небольшое
сообщение на
заданную тему.
– Объяснять, что
такое «погода»,
«хорошая и плохая
погода»,
«облачность»;
– объяснять, что
такое «оттепель»,
«наст»;
– работать с
таблицами
наблюдений за
погодой;
– высказывать
предположения и
гипотезы о

5

И. СоколовМикитов.
В берлоге

Содержание
рассказа.
Отличия
художественного,
научнопознавательного и
газетного стилей

6

Медвежье
потомство

Столбчатая
диаграмма,
таблицы,
логические задачи.

1
0

причинах
наблюдаемых
явлений;
– работать в парах.
Определять жанр,
тему, героев
произведения;
– объяснять
значения
выражений,
встретившихся в
тексте;
– отвечать на
вопросы по
содержанию текста
цитатами из него;
– составлять
вопросы по
содержанию текста
для готовых ответов;
– определять
отрывок, к которому
подобрана
иллюстрация;
– разгадывать
ребусы;
– устанавливать
логические связи.
Анализировать
данные столбчатой
диаграммы,
представленные в
явном и неявном
виде;
– дополнять
недостающие на
диаграмме данные;
– отвечать на
вопросы, ответы на
которые спрятаны
на диаграмме;
– анализировать

7

Повреждённые и
фальшивые деньги

Наличные деньги,
средства защиты
бумажных денег,
повреждённые
деньги.

1
1

данные таблицы,
устанавливая их
истинность и
ложность;
– выполнять
вычисления на
увеличение и
уменьшение числа
на несколько
единиц;
– решать логические
задачи на
практическое
деление;
– находить периметр
треугольника;
– строить связное
речевое устное или
письменное
высказывание в
соответствии с
учебной задачей.
– Объяснять на
доступном для
второклассника
уровне, что такое
фальшивые и
поврежденные
деньги;
– знать правила
использования
поврежденных денег;
– находить и
показывать средства
защиты на
российских
банкнотах;
– находить
необходимую
информацию в
тексте;
– отвечать на
вопросы на основе

8

Банковская карта

Банковская карта

9

Лесные сладкоежки

Медонос,
настоящий и
искусственный
мёд

1
2

полученной
информации.
Давать
характеристику
наличным деньгам;
– рассказывать о
дебетовой
банковской карте;
– объяснять, что
обозначают надписи
на карте;
– объяснять, как
производить
покупку в магазине;
– объяснять, как
можно снять деньги
в банкомате с
помощью карты;
– рассказывать о
кредитной
банковской карте
Проводить
несложные опыты с
мёдом;
– определять
последовательность
действий при
проведении опытов;
– делать выводы по
результатам опытов;
– различать свойства
настоящего и
поддельного,
искусственного
мёда;
– анализировать
данные таблицы;
– строить
логические
рассуждения и
оформлять их в
устной и

10

Лев Толстой. Зайцы

Содержание
рассказа.
Сравнение научнопознавательного и
художественного
текстов.

1
3

письменной речи;
– иметь
представление о
лечебных свойствах
мёда.
Заполнять кластер
на основе
полученных
сведений из текста;
– определение
лексического
значения слова;
– находить
необходимую
информацию в
тексте;
– определять объект
на рисунке с
помощью
подсказки;
– определять
последовательность
действий,
описанных в
рассказе;
– различать
художественный и
научнопознавательный
текст;
– сравнивать
авторский текст и
текст из
энциклопедии,
находить общие
сведения;
– определять по
высказываниям
информацию,
полученную из
текста;
– строить связное
речевое устное или

11

Про зайчат и зайчиху

Единицы
измерения
времени: сутки,
часы. Сложение в
пределах 100.
Логические
задачи. Диаграмма

12

Безопасность
денег на
банковской карте

Правила
безопасности при
использовании
банковских карт.

1
4

письменное
высказывание
– Определять
количество часов в
сутках;
– находить
необходимую
информацию в
тексте и выполнять
математические
вычисления;
– подбирать из
предложенных
чисел суммы чисел,
состоящих из двух
слагаемых,
доказывать
правильность
выбранных чисел;
– решать логические
задачи по данному
условию;
– составлять
элементарную
диаграмму.
– Иметь
представление об
элементах,
расположенных
налицевой и
оборотных сторонах
банковской карты,
объяснять их
назначение;
– находить
необходимую
информацию в
тексте задания;
– формулировать
правила
безопасности при
использовании

13

Про Зайчишку и
овощи

Морковь, огурец,
помидор, свёкла,
капуста.

14

Николай Сладков.
Весёлая игра

Содержание
рассказа

1
5

банковских карт.
– Определять по
рисункам названия
растений и находить
среди них овощи;
– выделять среди
овощей корнеплоды;
– проводить опыт по
проращиванию
моркови;
– определять цвет
сока овощей
опытным путём;
– сравнивать
свойства сырой и
варёной моркови.
Определять тип и
тему текста,
называть его
персонажей;
– понимать, что
такое «цитата»,
использовать цитаты
в качестве ответов
на вопросы по
содержанию
прочитанного
текста;
– объяснять
лексическое значение
слов и выражений;
– устанавливать
истинность и
ложность
утверждений,
подтверждая или
опровергая их с
помощью цитат;
– составлять на
доступном для
второклассника
языке

15

Лисьи забавы

Решение
логических задач с
помощью
таблицы;
столбчатая
диаграмма,
чертёж.

16

Про кредиты

Кредит.
Ипотечный
кредит.
Автокредит.
Кредит

1
6

инструкции/правила,
грамотно оформлять
их на письме.
Определять дату по
календарю;
– находить
необходимую
информацию в
тексте и выполнять
математические
вычисления;
– записывать
краткую запись и
решение задач;
– решать логические
задачи с помощью
таблицы;
– анализировать
данные,
представленные в
столбчатой
диаграмме,
дополнять
недостающие в
диаграмме данные;
– составлять
вопросы, ответы на
которые можно
узнать по данным
столбчатой
диаграммы;
– читать простейшие
чертежи, выполнять
построения на
чертеже в
соответствии с
данными задачи.
– Объяснять, что
такое «кредит»;
– определять виды
кредитов;
– понимать, чем

наличными.

17

Лисьи норы

Устройство лисьей
норы, свойства
лесной земли,
песка и глины,
состав почвы.

18

Обыкновенные
кроты

Содержание
научнопознавательного
текста.

1
7

отличаются друг от
друга разные виды
кредитов;
– определять сумму
переплаты по
кредиту;
– определять, какой
кредит наиболее
выгоден банку по
срокам его оплаты;
– определять, какой
кредит наиболее
выгоден клиенту
банка по срокам его
оплаты.
– Иметь
представление об
устройстве лисьих
нор;
– проводить
простейшие опыты
по определению
свойств лесной
земли, песка и глины,
состава почвы;
– делать выводы по
результатам
проведенных
наблюдений и
опытов;
– понимать и
объяснять, от чего
зависит плодородие
почвы.
Определять тип
текста;
– составлять
описание крота на
основе
прочитанного
текста;
– разгадывать

19

Про крота

Сложение в
пределах 100.
Логические
задачи. Диаграмма

1
8

ребусы и соотносить
слова-ассоциации;
– соединять
линиями части
предложений и
определять их
последовательность
в тексте;
– объяснять
значение слова;
– составлять
вопросы по
предложенным
предложениям;
– находить
синонимы к
предложенному
слову;
– писать сочинениерассуждение по
заданной теме;
– определять
название раздела, в
котором может быть
размещён текст.
Решать задачи
логического
характера;
– решать задачи с
использованием
данных таблицы;
– решать задачи на
основе данных
диаграммы;
– решать примеры
на основе
предложенной
цепочки примеров;
– определять цвета
геометрических
фигур на основе
верных
высказываний.

20

Про вклады

Вклад, вкладчик,
срочный вклад,
вклад до
востребования.

21

Корень – часть
растения

Корень. Виды
корневых систем.
Видоизменённые
корни.

22

Эдуард Шим.
Тяжкий труд

Содержание
художественного
текста.

1
9

– Давать
определение вклада;
– называть виды
вкладов: срочный
вклад, вклад до
востребования;
– объяснять, что
такое банковский
процент по вкладам;
– объяснять, как
считают банковский
процент по вкладам;
– объяснять, почему
банки выплачивают
проценты.
Называть части
цветочных растений;
– объяснять, для
чего растению
корень;
– доказывать, что
рост растения
начинается с корня;
– называть виды
корневых систем;
– называть
видоизменённые
корни.
Определять книгу, в
которой можно
прочитать
предложенный
художественный
текст;
– определение
лексического
значения слова;
– находить
необходимую
информацию в
тексте;
– находить в тексте

23

Про ежа

Решение
выражений,
столбчатая и
круговая
диаграмма,
названия месяцев.

2
0

предложение по
заданному вопросу;
– разгадывать
ребусы и соотносить
полученные ответы
со словами;
– определять
главную мысль
текста;
– определять, чему
учит текст;
– строить связное
речевое устное или
письменное
высказывание в
соответствии с
учебной задачей.
– Находить значение
выражений,
соотносить
полученные
результаты с
буквами и читать
название
насекомого;
– определять время с
помощью скорости и
расстояния;
– определять данные
столбчатой
диаграммы,
находить часть от
числа и записывать
результаты в
таблицу, результаты
таблицы переносить
в круговую
диаграмму;
– отвечать на
вопросы на основе
полученных данных;
– определять
последовательность

24

Ловушки для денег

Доходы, расходы,
прибыль, дефицит,
профицит

25

Занимательные
особенности яблока

Яблоко, свойства
яблока

26

Полевой
хомяк

Содержание
научно-

2
1

маршрута на основе
схемы;
– записывать слова с
помощью кода;
– называть месяцы,
сравнивать
количество месяцев.
Определять доходы,
расходы и прибыль;
– отличать
желаемые покупки
от необходимых;
– рассуждать, как
поступать в
различных
ситуациях при
покупке товара;
– объяснять, что
такое дефицит и
профицит;
– рассуждать, как не
тратить напрасно
деньги.
– Объяснять, почему
яблоко в месте
разреза темнеет, а
при покрытии разреза
соком лимона не
темнеет;
– объяснять, почему
яблоко плавает;
– объяснять, почему
яблоко отталкивается
от магнита;
– объяснять, почему
неспелое яблоко
кислое;
– находить на срезе
яблока рисунок
звезды.
– Определять вид
текста;

познавательного
текста.

27

Про полевого
хомяка

Решение
выражений,
столбчатая и
круговая
диаграммы,
именованные
числа,
четырёхугольники.

2
2

– составлять
описание хомяка на
основе
прочитанного
текста;
– дополнять
описание хомяка на
основе рисунка;
– придумывать
сравнения;
– составлять
вопросы по данным
предложениям;
– отвечать на
вопросы на основе
полученных
сведений;
– разгадывать
ребусы и объяснять
значение слова;
– определять
сведения, которые
удивили;
– составлять план
при подготовке к
сообщению.
– Находить значение
выражений,
соотносить
полученные
результаты с
буквами и читать
название животного;
– строить
столбчатую
диаграмму на основе
имеющихся данных;
– отвечать на
вопросы на основе
имеющихся данных;
– находить путь
хомяка на основе
заданного условия,

28

Такие
разные деньги

Валюта, курс для
обмена валюты,
деньги разных
стран.

29

Про хомяка и его
запасы

Горох, свойства
прорастания
гороха.

2
3

доказывать, что путь
выбран правильно;
– записывать
именованные числа
в порядке
возрастания;
– строить
четырёхугольники по
заданному условию.
– Иметь
представление о
валюте как
национальной
денежной единице;
– находить
необходимую
информацию в
тексте и на
иллюстрациях к
заданиям;
– устанавливать
принадлежность
денежной единицы
стране;
– иметь
представление о
банковской
операции «обмен
валюты».
Называть растения,
плоды которых
составляют основу
питания хомяка;
– объяснять и
доказывать, как
влажность и воздух
влияют на
прорастание семян;
– объяснять и
доказывать, что для
роста, особенно в
первое время,

30

Промежуточная
аттестация.
Контрольная
работа
Про бобров

Содержание
текста,
текст-описание.

2
4

проростки
используют
вещества,
запасённые в самих
семенах;
– объяснять и
доказывать, как
влияет наличие
света на
прорастание семян;
– объяснять и
доказывать, как
влияет температура
на прорастание
семян;
– объяснять и
доказывать, как
влияет глубина
посева на
прорастание семян;
– определять
правильную
последовательность
прорастания семян
гороха.
– Определять тип
текста, его тему;
– находить
выделенное в тексте
словосочетание и
объяснять его
лексическое
значение;
– находить среди
предложенных
вариантов вопросы,
на которые
можно/нельзя найти
ответы в
прочитанном тексте;
– задавать вопросы
по содержанию
прочитанного;

31

Бобры-строители

Диаметр, длина
окружности,
решение
практических
задач.

32

Материал для плотин

Строение
древесины дерева,
определение
возраста дерева.

2
5

– сравнивать тексты;
– определять
сведения, которые
удивили;
– составлять речевое
высказывание в
письменной форме.
Иметь
представление о
диаметре
окружности;
– анализировать
данные таблицы,
устанавливая
закономерности её
заполнения;
– находить
приблизительное
значение диаметра
окружности, зная
длину окружности;
– заменять
умножение
сложением
одинаковых
слагаемых;
– выбирать нужные
для проведения
измерений
инструменты;
– работать с
чертежом;
– решать логические
задачи.
– Иметь
представление о
составе древесины
– проводить
простейшие опыты
по изучению
свойств древесины
разных пород

33

Позвоночные
животные

Рыбы, птицы,
рептилии,
амфибии,
млекопитающие

2
6

деревьев;
– делать выводы по
результатам
проведенных
наблюдений и
опытов;
– понимать и
объяснять, что такое
твёрдые и мягкие
породы деревьев
– Называть группы
позвоночных
животных;
– называть признаки
пяти групп
позвоночных
животных;
– определять
название животного
по описанию;
– выбирать признаки
земноводного
животного;
– выбирать
утверждения,
которые описывают
признаки
животного;
– выбирать вопросы,
на которые нельзя
найти ответы в
тексте;
– составить
описание внешнего
вида рыбы с
указанием
признаков этого
животного;
– рассуждать об
открытии,
сделанном на
занятии.

34

Встреча друзей

– Находить
необходимую
информацию в
тексте задания;
– понимать, что такое
«валюта», «курс
рубля», «кредит»,
«банковский вклад»,
«процент по вкладу»;
– анализировать и
дополнять
недостающие в
таблице данные;
– выполнять
письменное и устное
сложение чисел в
пределах 1000.

2
7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».