МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Архангельской области Управление образования администрации Устьянского муниципального округа МБОУ "Киземская СОШ" Рабочая программа учебного курса УЧЕБНЫЙ КУРС КЛАСС Занимательный русский язык 1 УЧИТЕЛЬ Илатовская Е.С. СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия для 1-4 классов «Занимательный русский язык. Юным умникам и умницам», автор - Мищенкова Л.В. - М.: «РОСТ», 2013. – 254 с. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: Методическое пособие для 1-4 классов «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство «РОСТ», 2012. Рабочая тетрадь «Занимательный русский язык для 1 класса». /Л.В. Мищенкова, М.: Издательство «РОСТ», 2020 Содержание учебного курса В 1-4 классах идёт работа по следующим темам: Тема 1. Фонетика. Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм». Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости. Тема 2. Словообразование. Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм». Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку. Тема 3. Лексика. Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмами и архаизмами, фразеологизмами русского языка. Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов,логическипоисковые заданияна развитие познавательного интереса к русскому языку. Тема 4. Морфология. Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках. Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логическипоисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку. Тема 5. Пословицы и поговорки. Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации. Тема 6. Игротека. Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку. 1-й класс Речь устная и письменная. Зачем людям нужна речь? Что такое речь устная. Что такое речь письменная. Что такое слово? Слово-название предмета, явлений, действий. Знакомство с ребусом. В мире звуков Уточнение представления детей о звуках. Понятия: «фонетика», «фонема», «фонематический слух». Игротека. Формулировка смыслового значения слова. Понятие «рифма». Звуки и буквы - не одно и то же. В чем заключается различие между звуками и буквами. Что такое метаграммы? Знакомство с метаграммами. Разгадывание метаграмм. Жили-были гласные и согласные. Отличие гласных звуков и букв от согласных. Упражнение в определении в слове гласных и согласных букв. Игротека. Повторение: буквы и звуки; гласные и согласные. Разгадывание метаграмм. Волшебник Ударение. Роль ударения в слове. Понятие «омограф». Такие разные согласные. Способы отличия твердых согласных звуков от мягких. Парные и непарные, звонкие и глухие согласные. Игротека Поиск омографов в предложениях. Определение ударного слога в слове. Упражнение в умении различать гласные и согласные, согласные по звонкости-глухости, твердостимягкости. Решение метаграмм. Рифмование слов. Русские народные загадки. Знакомство с загадкой как с жанром устного народного творчества. Выделение свойств и признаков загаданного предмета. Зачем шипят шипящие? Уточнение знаний о шипящих согласных. Знакомство с понятием «пантомима». Познакомьтесь: алфавит! Обобщение знаний учащихся об алфавите. Упражнения в правильном назывании букв и звуков. Игротека Разгадывание русских народных загадок. Упражнение в произнесении скороговорок. Запись слов в алфавитном порядке. Здравствуй, пословица! Упражнения в выявлении скрытого смысла пословицы. Поговорим о предложении. Разновидности предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). Упражнения в умении различать данные предложения, приводить примеры. Разновидности предложения по интонации. Упражнения в умении различать данные предложения, произносить с соответствующей интонацией. Игротека Понятие «шарада». Упражнение в умении разгадывать шарады. Подбор пословицы к тексту. Придумывание предложений разнообразных по цели высказывания и по интонации. Знакомимся с анаграммами. Понятие «анаграмма». Упражнение в умении разгадывать анаграмм. Что такое текст? Уточнение знаний учащихся о тексте. Упражнение в умении составлять рассказ по серии картинок, определять тему и основную мысль текста. Что мы пишем с большой буквы? Правила написания заглавной буквы. Упражнение в умении писать заглавные буквы в именах собственных. Игротека. Разгадывание анограмм. Придумывание анограмм к данным словам. Определение темы и основной мысли текста. Упражнение в написании имен собственных с заглавной буквы. О безударных гласных. Уточнение знаний учащихся о безударных гласных в корне, требующих проверки и о способе их проверки. Упражнение в умении подбирать проверочные слова, исправлять допущенные ошибки. О парных звонких и глухих согласных. Уточнение знаний учащихся о правописании парных согласных в словах. Упражнение в умении подбирать проверочные слова. Слова-приятели. Знакомство с понятием «синоним». Упражнение в умении подбирать синонимы к данным словам, находить среди слов синонимичные пары. Игротека Упражнение в написании безударных гласных и парных согласных в корне, нахождение среди группы слов синонимов, подборе синонимов к данному слову. Слова-неприятели. Знакомство с понятием «антоним». Упражнение в умении подбирать антонимы к данным словам, находить среди слов антонимичные пары. Волшебное слово предлог. Знакомство с предлогами. Упражнение в умении подбирать подходящие по смыслу предлоги, писать их раздельно со следующим словом. Что за зверь такой- фразеологизм? Знакомство с фразеологизмами и их значениями. Упражнение в умении подбирать к ситуации соответствующий фразеологизм. Учимся различать слова разных частей речи. Упражнение в умении различать слова разных частей речи. Игротека. Знакомиться с понятием «омоним». Различать синонимы, омонимы, вставлять в предложение подходящие по смыслу предлоги, соотносить фразеологизмы и их значения. Планируемые результаты Личностные результаты Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД: - внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; - положительного отношения к урокам русского языка; - уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы; - интереса к языковой и речевой деятельности; - представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа; - представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.); - первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности; - мотивации к творческой проектной деятельности. -умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; - любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; -интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; -интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; -интерес к изучению языка; -осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Метапредметные результаты Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД: - принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя; - понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом; - высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи; - проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); - оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы. -составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; -в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД: - целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; - осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебных пособиях; - понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебных пособиях; - работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя; - понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить необходимые факты, сведения и другую информацию; - преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели) в словесную форму под руководством учителя; -понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; - составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); - анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя); - осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); -делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; - подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.); - проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя). Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД: - слушать собеседника и понимать речь других; - оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); - принимать участие в диалоге; -задавать вопросы, отвечать на вопросы других; -принимать участие в работе парами и группами; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; -признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение; - оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости. Предметные результаты Общие предметные результаты освоения программы: - представление о русском языке как государственном языке нашей страны, Российской Федерации; - представление о значимости языка и речи в жизни людей; - умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы; - практические умения работать с языковыми единицами; - представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении словарного запаса русского языка; - представление о правилах речевого этикета; - адаптация к языковой и речевой деятельности. Тематическое планирование № п/п Тема Кол-во часов 1 Речь устная и письменная 1 2 Что такое слово? 2 3 В мире звуков 2 4 Волшебник Ударение 1 Форма ЭОР проведения занятия - «Единое окно доступа к Беседа (занятие № 1). образовательным ресурсам» http://windows.edu/ru Практика (занятие №2). - «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» Беседа (3). Конкурс (4-5). http://school-collection.edu.ru/ Игра (6, 7, 8, 13, 14). Практика (910). Беседа (19, 21). Конкурс (22) Беседа (16). Практика (1718) - Портал «Начальная школа» http://nachalka.edu.ru/ - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: http://festival.1september.ru - Детские электронные презентации http://viki.rdf.ru/ Русские народные загадки Зачем шипят шипящие 1 Викторина (24-25) - Словари русского языка на портале "Грамота.ру" http://slovari.gramota.ru 1 Беседа (26). Игра (27) - Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru 7 8 Алфавит Здравствуй, пословица! 1 1 Конкурс Беседа (30) Игра (31) - Библиотека материалов для начальной школы http://www.nachalka.com/biblioteka. 9 Предложение 2 Беседа (32, 35). Практика (33-34). Конкурс (3637) Беседа (11) Конкурс (12) Беседа (39). Игра (40) 5 6 10 Метаграммы 1 11 Анаграммы 1 - Портал «Российское образование http://www.edu.ru - Mеtodkabinet.eu: информационнометодический кабинет http://www.metodkabinet.eu/ - Каталог образовательных ресурсов сети «Интернет» http://catalog.iot.ru - «Федеральный центр 12 Текст 2 13 Что мы пишем с большой буквы? 1 14 1 16 О безударных гласных О парных звонких и глухих согласных Синонимы 1 Беседа (54). Викторина (55) 17 Антонимы 1 Беседа (57). Викторина (58) 18 Фразеологизмы 1 Беседа (60). Викторина (61-62) 19 Части речи 2 20 Игротека 8 Викторина (59). Практика (63-64) Игра (8, 15, 23, 29, 38, 47, 56, 66) 15 ИТОГО 2 Беседа (41). Практика (4244) Беседа (45). Конкурс (46) информационных образовательных ресурсов» -http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru Практика (4850) Практика (5253) 33 Поурочное планирование № Тема п/ занятия п 1 Речь устная и письменная 23 Что такое слово? Кол-во часов 1 2 Форма проведения занятия Виды деятельности учащихся Беседа (1). Практика (2). Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Выполняют задания учителя. Подводят итог занятия: «Сегодня я узнал (понял)…» Беседа (3). Конкурс (4-5). Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на ЭОР - «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://windows.edu/ru - «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://schoolcollection.edu.ru/ 4 5 6 7 8 В мире звуков. Игротека. Звуки и буквы - не одно и то же Что такое метаграммы? Жили-были гласные и согласные 1 1 1 1 1 вопросы, участвуют в беседе. Учатся разгадывать ребусы. Выполняют задания учителя. Подводят итог занятия: «Сегодня я узнал (понял)…» Игра Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Играют в дидактическую игру. Выполняют задания учителя. Подводят итог занятия: «Сегодня я узнал (понял)…» Игра Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Играют в дидактические игры «Загадай слово», «Узнай по описанию». Выполняют задания учителя. Подводят итог занятия: «Сегодня я узнал (понял)…» Практика Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Выполняют задания учителя, направленные на развитие фонематического слуха. Подводят итог занятия: «Сегодня я узнал (понял)…» Беседа (11). Конкурс (12) Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Выполняют задания учителя, тренируются разгадывать метаграммы. Подводят итог занятия: «Сегодня я узнал (понял)…» Игра Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Выполняют задания учителя Отгадывают загадки, в словах отгадках отмечают гласные и - Портал «Начальная школа» http://nachalka.edu.ru/ - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: http://festival.1septembe r.ru - Детские электронные презентации http://viki.rdf.ru/ - Словари русского языка на портале "Грамота.ру" http://slov ari.gramota.ru - Российский образовательный портал http://www.scho ol.edu.ru -Библиотека материалов для начальной школы http://www.nachalka.co m/biblioteka. - Портал «Российское образование http://www.edu.ru - Mеtodkabinet.eu: информационнометодический кабинет http://www.metodkabi net.eu/ - Каталог образовательных ресурсов сети «Интернет» http://catalog.iot.ru - «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru 9 Игротека. 1 10 Волшебник Ударение. 1 11 Такие разные согласные 1 12 Такие разные, разные согласные 1 13 Игротека. 1 согласные буквы. Подводят итог занятия: «Сегодня я узнал (понял)…» Игра Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Выполняют задания учителя. Играют в дидактическую игру «Слушай и запоминай!». Разгадывают метаграммы. Подводят итог занятия: «Сегодня я узнал (понял)…» Беседа (16). Практика (17-18) Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Выполняют задания учителя Выделяют омографы в текстах. Подводят итог занятия: «Сегодня я узнал (понял)…» Беседа (19). Игра (20) Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Тренируются в произнесении твердых и мягких согласных. Выполняют задания учителя Играют в игру «угадай слово!», называют все твердые и мягкие звуки в угаданном слове. Подводят итог занятия: «Сегодня я узнал (понял)…» Беседа (21). Конкурс (22) Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Выполняют задания учителя Разгадывают ребусы, анализируют согласные в словах- отгадках. Подводят итог занятия: «Сегодня я узнал (понял)…» Игра Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Разгадывают ребусы, находят омографы в предложениях, определяют ударный слог в слове, различают гласные и согласные, согласные по звонкости-глухости, твердостимягкости, решают метаграммы, рифмуют слова. Подводят итог занятия: «Сегодня я узнал (понял)…» 14 Русские народные загадки 1 15 Зачем шипят шипящие? 1 16 Познакомьте сь: алфавит! 1 17 Игротека. 1 Викторина Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Отгадывают русские народные загадки. Выполняют задания учителя. Подводят итог занятия: «Сегодня я узнал (понял)…» Беседа (26). Игра (27) Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Играют в игру «Угадай по трем словам!». Подводят итог занятия: «Сегодня я узнал (понял)…» Конкурс Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Выполняют задания учителя. Отгадывают загадки, в словах отгадках называют буквы и звуки. Разгадывают ребусы, анализируют согласные в словах- отгадках. Подводят итог занятия: «Сегодня я узнал (понял)…» Игра Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Разгадывают кроссворд. Выполняют задания учителя. Подводят итог занятия: «Сегодня я узнал (понял)…» 18 Здравствуй, пословица! 1 19 Поговорим о предложении 1 20 Еще немного о предложении 1 21 Игротека. 1 22 Знакомимся с анаграммами 1 23 Что такое текст? 1 Беседа (30). Игра (31) Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Играют в игру: «Нарисуйвспомни-повтори!» Выполняют задания учителя. Подводят итог занятия: «Сегодня я узнал (понял)…» Беседа (32). Практика (33-34) Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Подводят итог занятия: «Сегодня я узнал (понял)…» Беседа (35). Конкурс (36-37). Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Выполняют задания учителя. Восстанавливают стихотворение –перевертыш, читают каждое предложение с восклицательной и с обычной интонацией. Подводят итог занятия: «Сегодня я узнал (понял)…» Игра Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Разгадывают шарады. Играют в игру «Нарисуйзапомни-повтори!». Подбирают пословицу к тексту, прочитанному учителем. Подводят итог занятия: «Сегодня я узнал (понял)…» Беседа (39). Игра (40) Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Разгадывают анаграммы. Подводят итог занятия: «Сегодня я узнал (понял)…» Беседа (41). Практика (42-44) Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют 24 Что мы пишем с большой буквы? 1 25 Игротека. 1 26 О безударных гласных 1 27 О парных звонких и глухих согласных 1 28 Словаприятели 1 информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Читают текст, определяют тему Слушают текст, определяют основную мысль. Подводят итог занятия: «Сегодня я узнал (понял)…» Беседа (45). Конкурс (46) Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Выполняют задания учителя. Подводят итог занятия: «Сегодня я узнал (понял)…» Игра Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Разгадывают анаграммы. Слушают текст, определяют тему и главную мысль текста. Выполняют задания учителя. Подводят итог занятия: «Сегодня я узнал (понял)…» Практика Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Выполняют задания: исправление ошибок, подбор проверочного слова. Подводят итог занятия: «Сегодня я узнал (понял)…» Практика Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Отгадывают загадки, подбирают проверочные слова к словамотгадкам. Подводят итог занятия: «Сегодня я узнал (понял)…» Беседа (54). Викторина (55) Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Выполняют задания учителя, 29 Игротека 1 30 Слованеприятели 1 31 Волшебное слово предлог 1 32 Что за зверь такойфразеологиз м? 1 подбирают синонимы к данным словам, находят среди слов синонимичные пары. Подводят итог занятия: «Сегодня я узнал (понял)…» Игра Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Выполняют задания учителя, применяют правило правописания безударной гласной и парной согласной, подбирают синонимы к данным словам, находят среди слов синонимичные пары. Подводят итог занятия: «Сегодня я узнал (понял)…» Беседа (57). Викторина (58) Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Выполняют задания учителя, подбирают антонимы к данным словам, находят среди слов антонимичные пары. Подводят итог занятия: «Сегодня я узнал (понял)…» Викторина Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Выполняют задания учителя. Разгадывают кроссворд. Подводят итог занятия: «Сегодня я узнал (понял)…» Беседа (60). Викторина (61-62) Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Выполняют задания учителя, Объясняют значение некоторых фразеологизмов, устно подбирают фразеологизмы к ситуации, определяют неверное употребление фразеологизма. 33 Игротека 1 Подводят итог занятия: «Сегодня я узнал (понял)…» Игра Слушают учителя, осмысляют, анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Выполняют задания учителя. Подбирают омонимы. Играют в игру «Почтальон» (умение различать синонимы, антонимы и омонимы), соотносят фразеологизмы и их значения.