МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Архангельской области Управление образования администрации Устьянского муниципального округа Архангельской области МБОУ "Киземская СОШ" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности интеллектуального направления «Учимся для жизни» для обучающихся 3 класса Кизема, 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа «Учимся для жизни» составлена на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина). Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника. Нормативная правовая основа рабочей программы: -Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Указ президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» -Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 №64100) -Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 №569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Зарегистрирован 17.08.2022 №69676) -Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 №372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (Зарегистрирован 13.07.2023 №74229) Актуальность курса: -курс формирует умения, необходимые для решения жизненных задач; -умения быстро адаптироваться к изменению условий; -быть способным находить решения из конфликтных ситуаций; -знать и применять правила относительно своей же безопасности в отношении своей личности; -готовность быть способным и ориентированным в ценностях современного общества, а также ориентирован на успешное прохождение международного исследования PISSA. Формирование функциональной грамотности у младших школьников, как правило ведется по четырём направлениям: читательская, математическая, финансовая и естественно – научная. Цель программы: создавать условия для развития функциональной грамотности. Цели и задачи блоков курса: «Читательская грамотность» Цели: - развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов; - использование их содержания для достижения собственных целей; - развитие знаний и возможностей для активного участия в жизни общества; оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей. Задачи: - умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; - умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; - умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. «Математическая грамотность» Цель: - формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут; - высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Задачи: - способность проводить математические рассуждения; - способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления; - способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. «Финансовая грамотность» Цель: - развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье; - формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Задачи: - представление о семейных расходах и доходах; - умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета; - представление о различных видах семейных доходов; - представление о различных видах семейных расходов; - представление о способах экономии семейного бюджета. «Естественно-научная грамотность» Цель: - формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. Задачи: - способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; - способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания. Общая характеристика спецкурса «Функциональная грамотность» Функциональная грамотность – это способность и умение самостоятельно искать, анализировать, обрабатывать и усваивать необходимую информацию из различных источников. В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации, чтобы уверенно ориентироваться этом потоке, необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией, такие как: поиск, анализ, обработка, хранение, использование и применение информации в максимально рациональной форме. Для того чтобы у обучающихся 3классов процесс формирования функциональной грамотности проходил качественно, в тренажерах для детей собраны задания различных видов: диаграммы, графики, опыты, задания на сравнение, анализ и классификацию. Выполнение заданий будет способствовать развитию у детей произвольного внимания, познавательных интересов и потребностей, увеличению словарного запаса, умению использовать различные средства коммуникации для грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной форме. Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для реализации в 3классе начальной школы и рассчитана на 68 часов (при 2 часах в неделю). Учитель может варьировать, чередовать последовательность проведения занятий по своему усмотрению. Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей третьеклассников для занятий используются сюжеты художественных и научнопознавательных текстов. Место учебного курса в плане внеурочной деятельности. Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для реализации в 3 классе начальной школы и рассчитана на 68 часов (два часа в неделю). Весь курс состоит из 4 блоков: читательская грамотность; математическая грамотность; финансовая грамотность; естественнонаучная грамотность. Модуль «Читательская грамотность» - 17 ч. в год. Модуль «Математическая грамотность» - 17 ч. в год. Модуль «Естественнонаучная грамотность» - 17 ч. в год. Модуль «Финансовая грамотность» - 17 ч. в год. Всего – 68 ч. в год Формы организации занятий: • предметные недели; • библиотечные уроки; • деловые беседы; • практические упражнения ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты изучения курса: • осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете; овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; • осознавать личную ответственность за свои поступки; • уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: • осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями; • использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; • овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям; • использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; • преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: • проявлять познавательную и творческую инициативу; • принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; • контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; • уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; • оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания. Коммуникативные: адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; • слушать и понимать речь других; • совместно договариваться о правилах работы в группе; • доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: • способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; • умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; • умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; • умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. • Предметные результаты изучения блока «Етественно-научная грамотность»: • способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; • способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: • способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; • способность проводить математические рассуждения • способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления; • способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: • понимание и правильное использование финансовых терминов; • представление о семейных расходах и доходах; • умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета; • представление о различных видах семейных доходов; • представление о различных видах семейных расходов; • представление о способах экономии семейного бюджета. ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Обучение ведется на безотметочной основе. Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий; • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты; • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно; • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др. Формы подведения итогов: олимпиады, научно-практическая конференция. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Раздел Кол-во часов Содержание Формы внеурочной деятельности 1 Читательская грамотность Итого 2. Про дождевого червяка. Кальций. Сколько весит облако? Хлеб, всему голова. Про мел. Про мыло. История свечи. Магнит. Библиотечные уроки; деловые беседы; участие в научноисследовательских дискуссиях; практические упражнения Дождевые черви. Полезный кальций. Про облака. Про хлеб и дрожжи. Интересное вещество мел. Чем интересно мыло и как оно «работает»? Про свечи. Волшебный Магнит. Библиотечные уроки; деловые беседы; участие в научноисследовательских дискуссиях; практические упражнения 2 Что такое «бюджет»? 2 Семейный бюджет. 2 Откуда в семье берутся деньги? Зарплата. Библиотечные уроки; деловые беседы; участие в научноисследовательских дискуссиях; практические упражнения 2 Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия. 2 Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад выигрыш. 2 2 2 2 2 2 2 2 Естественнонаучная грамотность 16 2 2 2 2 2 2 2 2 Итого 3. Финансовая грамотность 16 2 2 2 Итого 4. Математическая грамотность Проверочные работы Итого Как сэкономить семейные деньги? 2 Расходы и доходы бюджета. 2 Планируем семейный бюджет. 2 Подсчитываем семейный доход. 2 5 На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи. 16 2 Итого На что тратятся семейные деньги? Виды расходов. Пенсии и пособия. Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы. 2 Подсчитываем расходы. 2 Расходы на обязательные платежи. 2 Подсчитываем сэкономленные деньги. 16 2 68 Проверь себя Библиотечные уроки; деловые беседы; участие в научноисследовательских дискуссиях; практические упражнения ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Тема занятия Всего часов В том числе Теория Практика 1-2 Про дождевого червяка. 2 1 1 3-4 Кальций. 2 1 1 5-6 Сколько весит облако? 2 1 1 7-8 Хлеб, всему голова. 2 1 1 9-10 Про мел. 2 1 1 11-12 Про мыло. 2 1 1 13-14 История свечи. 2 1 1 15-16 Магнит. 2 1 1 17-18 Дождевые черви. 2 1 1 19-20 Полезный кальций. 2 1 1 21-22 Про облака. 2 1 1 23-24 Про хлеб и дрожжи. 2 1 1 25-26 Интересное вещество мел. 2 1 1 27-28 Чем интересно мыло и как оно «работает»? 2 1 1 29-30 Про свечи. 2 1 1 31-32 Волшебный Магнит. 2 1 1 33-34 Проверь себя. 1 0,5 0,5 35-36 Что такое «бюджет»? 2 1 1 37-38 Семейный бюджет. 2 1 1 39-40 Откуда в семье берутся деньги? Зарплата. 2 1 1 41-42 Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия. 2 1 1 43-44 Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад выигрыш. 2 1 1 45-46 На что тратятся семейные деньги? Виды расходов. 2 1 1 47-48 На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи. 2 1 1 49-50 Как сэкономить семейные деньги? 2 1 1 51-52 Расходы и доходы бюджета. 2 1 1 53-54 Планируем семейный бюджет. 2 1 1 55-56 Подсчитываем семейный доход. 2 1 1 57-58 Пенсии и пособия. 2 1 1 59-60 Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы. 2 1 1 61-62 Подсчитываем расходы. 2 1 1 63-64 Расходы на обязательные платежи. 2 1 1 65-66 Подсчитываем сэкономленные деньги. 2 1 1 1 0,5 0,5 68 34 34 67-68 Проверь себя. Итого: ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: 1.Учение с увлечением. Функциональная деятельность М. В. Буряк, С.А.Шейкина Тренажѐр для школьников. 3 класс. ООО «Планета», 2022. 2. Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности» в 3 томах. Т.1 для 14 классов/составители :Н.П. Моторо, Н.В. Новожилова,Москва,2019. 3.Методическое пособие для учителя. 3 класс. ООО «Планета»