МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Архангельской области
Управление образования администрации
Устьянского муниципального округа Архангельской области
МБОУ "Киземская СОШ"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности интеллектуального направления
«Учимся для жизни»
для обучающихся 3 класса
Кизема, 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Учимся для жизни» составлена на основе авторского курса
программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В.
Буряк, С.А. Шейкина). Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные,
общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Нормативная правовая основа рабочей программы:
-Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Указ президента
Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности
Российской Федерации»
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 №64100)
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 №569 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования (Зарегистрирован 17.08.2022 №69676)
-Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 №372 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего
образования» (Зарегистрирован 13.07.2023 №74229)
Актуальность курса:
-курс формирует умения, необходимые для решения жизненных задач;
-умения быстро адаптироваться к изменению условий;
-быть способным находить решения из конфликтных ситуаций;
-знать и применять правила относительно своей же безопасности в отношении
своей личности;
-готовность быть способным и ориентированным в ценностях современного общества, а
также ориентирован на успешное прохождение международного исследования PISSA.
Формирование функциональной грамотности у младших школьников, как правило
ведется по четырём направлениям: читательская, математическая, финансовая и
естественно – научная. Цель программы: создавать условия для развития
функциональной грамотности. Цели и задачи блоков курса:
«Читательская грамотность»
Цели:
- развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов;
- использование их содержания для достижения собственных целей;
- развитие знаний и возможностей для активного участия в жизни общества; оценивается
не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание
и рефлексия на
текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Задачи:
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
«Математическая грамотность»
Цель:
- формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в
мире, в котором они живут;
- высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику
так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному,
заинтересованному и мыслящему гражданину.
Задачи:
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему человеку.
«Финансовая грамотность»
Цель:
- развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного
поведения в области экономических отношений в семье;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи:
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
«Естественно-научная грамотность»
Цель:
- формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания
для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены
с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и
экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех
изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих
решений.
Задачи:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого
познания.
Общая характеристика спецкурса «Функциональная грамотность»
Функциональная грамотность – это способность и умение самостоятельно искать,
анализировать, обрабатывать и усваивать необходимую информацию из различных
источников. В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело
с огромным потоком информации, чтобы уверенно ориентироваться этом потоке,
необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией, такие как: поиск, анализ,
обработка, хранение, использование и применение информации в максимально
рациональной форме. Для того чтобы у обучающихся 3классов процесс формирования
функциональной грамотности проходил качественно, в тренажерах для детей собраны
задания различных видов: диаграммы, графики, опыты, задания на сравнение, анализ и
классификацию. Выполнение заданий будет способствовать развитию у детей
произвольного внимания, познавательных интересов и потребностей, увеличению
словарного запаса, умению использовать различные средства коммуникации для
грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной форме.
Программа
курса внеурочной деятельности
«Функциональная
грамотность» предназначена для реализации в 3классе начальной школы и рассчитана на 68
часов (при 2 часах в неделю).
Учитель может варьировать, чередовать последовательность проведения занятий по
своему усмотрению.
Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей
третьеклассников для занятий используются сюжеты художественных и научнопознавательных текстов.
Место учебного курса в плане внеурочной деятельности.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена
для реализации в 3 классе начальной школы и рассчитана на 68 часов (два часа в неделю).
Весь курс состоит из 4 блоков:
читательская грамотность;
математическая грамотность;
финансовая грамотность;
естественнонаучная грамотность.
Модуль «Читательская грамотность» - 17 ч. в год.
Модуль «Математическая грамотность» - 17 ч. в год.
Модуль «Естественнонаучная грамотность» - 17 ч. в год.
Модуль «Финансовая грамотность» - 17 ч. в год.
Всего – 68 ч. в год
Формы организации занятий:
• предметные недели;
• библиотечные уроки;
• деловые беседы;
• практические упражнения
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа обеспечивает
достижение следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
• осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных
финансов;
• осознавать личную ответственность за свои поступки;
• уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
• осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа
над проектами и исследованиями;
• использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
• овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
• использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
• ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
• делать предварительный отбор источников информации:
ориентироваться в потоке информации;
• добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия,
свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
• перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
• преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
• проявлять познавательную и творческую инициативу;
• принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том
числе во внутреннем плане;
• контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в
их выполнение;
• уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
• оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка,
знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные: адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в
соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и
условия деятельности в речи;
• слушать и понимать речь других;
• совместно договариваться о правилах работы в группе;
• доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
• учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
• способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания
и возможности, участвовать в социальной жизни;
• умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
• умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
• умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
•
Предметные результаты изучения блока «Етественно-научная грамотность»:
• способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания
и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах
выводов;
• способность понимать основные; особенности естествознания как формы
человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
• способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
• способность проводить математические рассуждения
• способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказывать явления;
• способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному
и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
• понимание и правильное использование финансовых терминов;
• представление о семейных расходах и доходах;
• умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
• представление о различных видах семейных доходов;
• представление о различных видах семейных расходов;
• представление о способах экономии семейного бюджета.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
• степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
• поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты;
• результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при
выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними
самостоятельно;
• косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества
успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру,
литературному чтению и др.
Формы подведения итогов: олимпиады, научно-практическая конференция.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Раздел
Кол-во
часов
Содержание
Формы
внеурочной
деятельности
1
Читательская
грамотность
Итого
2.
Про дождевого червяка.
Кальций.
Сколько весит облако?
Хлеб, всему голова.
Про мел.
Про мыло.
История свечи.
Магнит.
Библиотечные уроки;
деловые беседы;
участие в научноисследовательских
дискуссиях;
практические
упражнения
Дождевые черви.
Полезный кальций.
Про облака.
Про хлеб и дрожжи.
Интересное вещество мел.
Чем интересно мыло и как
оно «работает»?
Про свечи.
Волшебный Магнит.
Библиотечные уроки;
деловые беседы;
участие в научноисследовательских
дискуссиях;
практические
упражнения
2
Что такое «бюджет»?
2
Семейный бюджет.
2
Откуда в семье
берутся деньги?
Зарплата.
Библиотечные уроки;
деловые беседы;
участие в научноисследовательских
дискуссиях;
практические
упражнения
2
Откуда в семье
берутся деньги?
Пенсия и социальные
пособия.
2
Откуда в семье берутся
деньги? Наследство, вклад
выигрыш.
2
2
2
2
2
2
2
2
Естественнонаучная
грамотность
16
2
2
2
2
2
2
2
2
Итого
3.
Финансовая
грамотность
16
2
2
2
Итого
4.
Математическая
грамотность
Проверочные
работы
Итого
Как сэкономить
семейные деньги?
2
Расходы и доходы
бюджета.
2
Планируем семейный
бюджет.
2
Подсчитываем семейный
доход.
2
5
На что тратятся
семейные деньги?
Обязательные платежи.
16
2
Итого
На что тратятся
семейные деньги?
Виды расходов.
Пенсии и пособия.
Подсчитываем случайные
(нерегулярные) доходы.
2
Подсчитываем
расходы.
2
Расходы на
обязательные платежи.
2
Подсчитываем
сэкономленные деньги.
16
2
68
Проверь себя
Библиотечные уроки;
деловые
беседы;
участие в научноисследовательских
дискуссиях;
практические
упражнения
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Тема занятия
Всего часов
В том числе
Теория
Практика
1-2
Про дождевого червяка.
2
1
1
3-4
Кальций.
2
1
1
5-6
Сколько весит облако?
2
1
1
7-8
Хлеб, всему голова.
2
1
1
9-10
Про мел.
2
1
1
11-12
Про мыло.
2
1
1
13-14
История свечи.
2
1
1
15-16
Магнит.
2
1
1
17-18
Дождевые черви.
2
1
1
19-20 Полезный кальций.
2
1
1
21-22 Про облака.
2
1
1
23-24 Про хлеб и дрожжи.
2
1
1
25-26 Интересное вещество мел.
2
1
1
27-28 Чем интересно мыло и как оно
«работает»?
2
1
1
29-30 Про свечи.
2
1
1
31-32 Волшебный Магнит.
2
1
1
33-34 Проверь себя.
1
0,5
0,5
35-36 Что такое «бюджет»?
2
1
1
37-38 Семейный бюджет.
2
1
1
39-40 Откуда в семье берутся деньги?
Зарплата.
2
1
1
41-42 Откуда в семье берутся деньги?
Пенсия и социальные пособия.
2
1
1
43-44 Откуда в семье берутся деньги?
Наследство, вклад выигрыш.
2
1
1
45-46 На что тратятся семейные
деньги?
Виды расходов.
2
1
1
47-48 На что тратятся семейные
деньги? Обязательные платежи.
2
1
1
49-50 Как сэкономить семейные
деньги?
2
1
1
51-52 Расходы и доходы бюджета.
2
1
1
53-54 Планируем семейный бюджет.
2
1
1
55-56 Подсчитываем семейный доход.
2
1
1
57-58 Пенсии и пособия.
2
1
1
59-60 Подсчитываем случайные
(нерегулярные) доходы.
2
1
1
61-62 Подсчитываем расходы.
2
1
1
63-64 Расходы на обязательные
платежи.
2
1
1
65-66 Подсчитываем сэкономленные
деньги.
2
1
1
1
0,5
0,5
68
34
34
67-68
Проверь себя.
Итого:
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
1.Учение с увлечением. Функциональная деятельность М. В. Буряк, С.А.Шейкина
Тренажѐр для школьников. 3 класс. ООО «Планета», 2022.
2. Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности» в 3 томах. Т.1 для 14 классов/составители :Н.П. Моторо, Н.В. Новожилова,Москва,2019.
3.Методическое пособие для учителя. 3 класс. ООО «Планета»