МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Архангельской области Управление образования администрации Устьянского муниципального округа Архангельской области МБОУ "Киземская СОШ" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРС внеурочной деятельности: смысловое чтение КЛАСС 4 УЧИТЕЛЬ – Попова Т.С. СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ УМК: «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» Антошина М.К. (Сборник рабочих программ по внеурочной деятельности начального, основного и среднего общего образования: учеб.пособие для общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2020) УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ: М.К.Антошин «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению. 3-4 классы». – М.: Просвещение, 2021 1. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности Ученик научится: - владеть техникой (навыком) осознанного и правильного чтения вслух целыми словами с учётом индивидуальных возможностей, элементарно интонировать при чтении, - уметь переходить от чтения вслух к чтению про себя; в зависимости от особенностей текста и намеченных целей использовать различные виды чтения (изучающее, выборочное). - воспринимать содержание художественного, научно-познавательного, учебного текстов, осмысливать, излагать фактический материал; - отвечать на вопросы в устной форме, подтверждать свой ответ примерами из текста; участвовать в беседе по прочитанному; - самостоятельно определять тему произведения; - определять в произведении хронологическую последовательность событий, - находить портретные характеристики героев; - пересказывать повествовательный текст (подробно, выборочно), - под руководством учителя составлять план повествования (вопросный, номинативный); - объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словарей; - воспринимать содержание художественного, научно-познавательного, учебного текстов, -осмысливать, излагать фактический материал; отвечать на вопросы в устной форме, подтверждать свой ответ примерами из текста. Ученик получит возможность научиться: - задавать вопросы к фактическому содержанию произведений; - определять главную мысль прочитанного или прослушанного произведения; -находить в тексте средства художественной выразительности (звукоподражание, сравнение), понимать их роль в произведении, использовать выразительные средства языка в собственном высказывании; - характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам; - сравнивать героев одного произведения по заданным критериям. 2. Содержание курса Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения. Аудирование (слушание) — это умение слушать и слышать, то есть адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения; выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих смыслу текста. Говорение (культура речевого общения) определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета, воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текст. Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: восприятие изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения, научно-популярного текста; воссоздание картины жизни, представленной автором; установление причинно-следственных связей в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимание авторской позиции в произведении; выделение главной мысли текста. Предусматривает ознакомление ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений. В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми, читательских предпочтений младших школьников. Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка. Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста. 3. Тематическое планирование № 1 2 3 Тема занятия Стихотворение Г. Ляховицкой «Осеннее чудо». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Осеннее чудо» Стихотворение Г. Ладонщикова «Рисунок». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Рисунок» Занятие в компьютерном классе Всего часов 1 1 1 4-5 6 7 8-11 12 13 14-15 16-17 18 19 20-21 22-24 25-26 27-28 29-30 31-32 33-34 Рассказ Е. Пермяка «Сказка о большом колоколе» Экскурсия в библиотеку Готовимся к выразительному чтению отрывка из «Сказки о большом колоколе» Рассказ Н. Богданова «Фюнфкиндер» Готовимся к выразительному чтению отрывка из рассказа «Фюнфкиндер» «Воробей-весельчак». Калмыцкая сказка Научно-познавательный текст «Воробей». Готовимся к выразительному чтению отрывка из сказки «Воробей-весельчак» Рассказ Н. Носова «Когда мы смеёмся» Готовимся к выразительному чтению рассказа «Когда мы смеёмся» Рассказ Н. Сладкова «Подводные ежи Научно-познавательный текст «Ёрш». Готовимся к выразительному чтению рассказа «Подводные ежи» Стихотворение Тима Собакина «Подводная песня». Научнопознавательные тексты «Акулы» и «Медузы» Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Подводная песня» Рассказ А. Саломатова «Его последний день» Готовимся к выразительному чтению отрывка из рассказа «Его последний день» Стихотворение В. Капустиной «Обиженный портфель». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Обиженный портфель» Стихотворение Н. Анишиной «Чем пахнет лето». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Чем пахнет лето» ВСЕГО 2 1 1 4 1 1 2 2 1 1 2 3 2 2 2 2 2 34 Методическое обеспечение курса. 1. Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению. Аудиоприложение. 3-4 классы (Антошин М. К.) 2. Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению. Учебное пособие. 3-4 классы (Антошин М. К.) 3. Вебинар https://www.youtube.com/watch?v=S3spZRB0EK4